Президент провел встречу с активом Витебской области и открыл после реконструкции путепровод «Полоцкий»

Развиваются регионы — развивается страна

Глава государства завтра продолжит рабочую поездку в Витебскую область. Президента ждут на открытии «Славянского базара» в Витебске. А накануне Александр ­Лукашенко открыл одну из важнейших транспортных артерий областного центра — путепровод «Полоцкий» и встретился с активом северного региона. Такой формат общения — хороший повод не только оценить уже сделанное, но и обозначить перспективы на ближайшие годы. Основной посыл Президента прозвучал как руководство к действию для всех управленцев:

— Ключевая задача в масштабах области и страны — развитие регионов. Это главное будет направление. Надо развивать регионы!

Главное — результат

Нынешняя пятилетка для страны была не из легких. Скорее, даже одной из самых тяжелых. Но пока одни напряженно работали, выращивали хлеб, строили жилье, лечили людей, учили детей, другие то и дело кричали о реформах, без которых, дескать, у страны нет будущего. В преддверии выборов голоса так называемых альтернативщиков звучат все громче и настойчивее. Президент на сей счет высказался вполне определенно:

— Любой процесс — это результат. У нас реформы не могут быть какими-то фейковыми, огромными, всеобъемлющими. Реформы — это не сломать и уничтожить (все снести до основания, а затем мы что-то построим). Не поддавайтесь на эти глупые разговоры. Наша реформа — это совершенствование того, что есть. Мы должны развивать те производства, на базе которых существует Беларусь. Потому что мы умеем это делать. Потому что у нас есть люди, компетенции.

Только за последние несколько лет Беларусь вошла в клуб космических держав, построила собственную АЭС, с нуля создала ракетостроение, развернула легковое автомобилестроение. То ли еще будет. Президент абсолютно прав, когда говорит, что мы можем все — были бы деньги. А их надо зарабатывать своей головой и своими руками. К примеру, на чем может заработать Витебщина? Александр Лукашенко советует взяться за поддержку туристической отрасли. В качестве примера он привел Витебск:

— Красавец город. Да, «Славянский базар» всегда подстегивал, подтягивал и Витебск, и область, но к этому всему надо было приложить руки. Если у нас будет развита туристическая отрасль, нам не надо будет рваться через границы и выво­зить куда-то нашу продукцию. Люди приедут и съедят здесь и молоко, и мясо, которые на Витебщине научились производить. Уверен, если мы подсоберем силы и денежные средства и будем развивать наш туристический комплекс, особенно здесь, на севере, область получит хорошие результаты. Да и рабочие руки. Это зарплаты людей, уровень жизни на Витебщине.

Дорога мечты

К слову, что касается уровня жизни, он напрямую зависит от состояния дел в экономике. И цифры говорят сами за себя. За 20 лет производство продукции в сельхозорганизациях Витебщины выросло почти вдвое, а в промышленности — в три раза. Экспорт товаров увеличился более чем в четыре раза и достиг почти двух миллиардов долларов. С 1995 года более 103 тысяч семей улучшили жилищные условия. Из них почти 8 тысяч — многодетные. Уровень малообеспеченности снизился с почти 50 процентов до 6 процентов в 2019 году. И это, по словам ­Президента, объективные данные международных организаций: 

— Они это признают. Поэтому хорошее движение. Реальные доходы населения выросли почти в 7 раз, а зарплаты и пенсии — в 9 раз. Конечно, это еще не то, что должно быть. И будет больше. Я в этом уверен.

Александр Лукашенко напомнил, что в стране реализуются программы по ускоренному развитию городов и районов с населением около 80 тысяч человек. Эту работу начали с Орши.

— Здесь решено было сделать образец, пример, по которому должны развиваться такие регионы. У нас, по-моему, 11 таких городов, как Орша, и каждый имеет свою программу развития по примеру Орши. Спрос за выполнение этих программ будет очень серьезным.

То же самое касается развития сельских населенных пунктов.

— Мы обозначили, в каком направлении будем развиваться. И будущая пятилетка будет посвящена этой малой родине. Нам надо поднять регионы, сделать так, чтобы люди чувствовали себя в агрогородке так же, как в Минске, и желания у них было больше жить в агрогородке, нежели в Минске, — заявил Александр Лукашенко.


Для этого нужно хорошее жилье, нормальная работа и зарплата. Отсюда и поручение Президента местной власти:

— Надо создать людям условия, чтобы они сами создавали свои рабочие места, занимались своим делом. А у нас здесь непочатый край.

Для примера Глава государства привел деревообработку:

— В лесу живем, а деревообработкой занимаемся, наверное, процентов на 15—20 к тому, что должно быть. Надо развивать эти направления.

Рассказал Президент активу и о том, что мечтает построить современную автомагистраль от Минска до Полоцка:

— У нас нет проблем проехать по автомобильным или железным дорогам в Витебск. Но я очень хотел бы, чтобы мы из Минска на Полоцк и на Витебск построили эту дорогу. И я поручил, чтобы этот проект уже сделали, чтобы он у нас лежал на столе. И в нужный момент чтобы все-таки мы из Минска через Бегомль осуществили строительство этой дороги. Это очень важное направление. И, уверен, мы это сделаем.

Президент видит эту дорогу четырехполосной, такой как, например, Брест — Москва или построенные автодороги на Гомель и Могилев.

Национальное достояние

Александр Лукашенко напомнил, что на многих предприятиях в области в последнее время реализованы проекты по модернизации и развитию производств. Один из самых значимых — модернизация «Нафтана».

— Это один из флагманов белорусской нефтепереработки. Как и на другие лакомые куски нашей экономики, на него было и сегодня есть много желающих. Но это предприятие для нас стратегическое. Это экспорт, валютная выручка, вопрос экономической безопасности страны. Поэтому никакой речи не может быть о приватизации данного предприятия. Мы сами находим деньги и последовательно проводим модернизацию с тем, чтобы выйти на самый высокий уровень переработки нефти.

За последние годы модернизировали также «Полоцк-Стекловолокно», мясо-молочную промышленность. Примером успешного сотрудничества государства и частного бизнеса является холдинг «Марко». В Оршанском районе начался поэтапный ввод в эксплуатацию одного из крупнейших в стране логистических центров. Построены самые мощные в стране Витебская и Полоцкая ГЭС. Серьезно обновлен Оршанский льнокомбинат. По этому поводу Александр Лукашенко заметил:

— Лен — это наше национальное достояние, часть имиджа и культуры страны, самый перспективный экспортный сегмент легкой промышленности. Экологически чистый, красивый материал. И он будет всегда востребован, особенно если мы немножко пошевелимся в плане продажи этой продукции.

Еще одна задача на предстоящее пятилетие — развитие экспорта.

— Мы очень многое сделали за эти годы, — снова обратился к сравнению Александр Лукашенко. — Под 90 процентов торговали в России. Сегодня 47 процентов. То есть мы ушли на другие рынки. 120 государств мира получают нашу продукцию. Это величайшее завоевание. Рынок очень тесен, конкуренция бешеная, но мы все-таки это сделали.

Следующая цель — диверсификация продаж по принципу «треть-треть-треть» (по 30 процентов на Россию и на рынки ЕАЭС, страны ЕС и дальней дуги).

— Мы к этому обязательно придем, и придем в новой пятилетке. Экспорт будет основным направлением нашей деятельности. Экспорт — это валюта. Без валюты страна существовать не может. И эту валюту надо заработать, — подчеркнул Глава государства.

Основа развития

Говорили и о делах текущих. Президента радуют подвижки в сельском хозяйстве Витебщины:

— Начали неплохо работать, обрабатывать посевные площади, поля. И урожай неплохой. Чего бы нам ни стоило, нам надо активизироваться, не глядя ни на какие выборы, убрать хлеб. Выборы закончатся, а кушать надо будет и после 9 августа. И нельзя потерять этот год. Для Витебщины он очень показательный.

Тему выборов обсудили и в контексте отношений со странами Запада. Увы, там во многом действуют по инерции, зачастую используя двойные стандарты в оценке происходящего в нашей стране. В этой связи Президент упомянул о подходах правоохранителей во время демонстраций «желтых жилетов» во Франции и последних народных волнений в США:

— Видите, что там происходит. Там без слезоточивого газа не обходится. Покритикуйте Трампа, США за отсутствие демократии. На Россию попробуйте наехать. Побаиваются. И вот они, наверное, решили опять потренироваться на Беларуси. Не получится. Мы свою страну будем защищать всеми законными методами. Свою страну мы никому не отдадим. 

По словам Александра Лукашенко, мы открыты для работы зарубежных наблюдателей:

— Хотите наблюдать за выборами — пожалуйста, завтра приезжайте. Мы не против. Мы не прячемся. Но нам показывать пальцем, как жить, не надо. Мы знаем, как жить.

Вместе с тем Александр Лукашенко считает, что у западных партнеров есть чему поучиться, в частности развитию бизнеса, использованию новых технологий. Этот опыт надо изучать и внедрять у себя. Но при этом не забывать о главном.

— Без строжайшей технологической, исполнительской дисциплины все планы пойдут прахом. Никакие майданы и революции нас не спасут. Дисциплина и стабильность в государстве — это основа любого развития, — подчеркнул белорусский лидер.

Подарок к празднику

После совещания с активом области Президента ждала приятная миссия — в торжественной обстановке открыть путепровод «Полоцкий». Построили этот объект за полтора года, и хотя мостовики справились быстрее запланированных сроков, Витебск этот путепровод очень ждал. Александр Лукашенко об этом знал:

— Какая была проблема и беда, когда этот старый путепровод закрыли на полтора года (даже чуть больше) и начали строительство этой развязки! Согласитесь, без этого чудо-сооружения Витебск существовать не мог. И дальше было бы хуже и хуже. 

Полоцкий путепровод является одной из важнейших транспортных артерий города. Он не только соединяет различные его районы, но и является продолжением республиканских дорог, ведущих в Полоцк и дальше в Россию и Латвию. Движение транспорта и пешеходов по путепроводу прекратилось 15 ноября 2018 года. Реконструкция объекта должна была завершиться до 2021 года. 


По словам Президента, ему даже не верится, что путепровод «Полоцкий» был реконструирован за такие короткие сроки: 

— И очень важно, что мы этот объект сдаем к нашему «Славянскому базару». К нам приедут гости, и не только из-за рубежа, но и из Беларуси. Очень современная, очень красивая, очень удобная получилась развязка. Это памятник на века, который мы оставляем нашему славянскому городу. Это важнейшая дорога, и мы ее сделали. 

На возведение путепровода шириной 45 метров и протяженностью 412 метров было потрачено более 82 миллионов рублей. На строительство важнейшей развязки ушло 4,5 тысячи тонн стали, 15 тысяч тонн цемента и 32 тысячи кубометров бетона и железобетонных конструкций. Главную транспортную проблему областного центра удалось успешно решить. 

Красавец Витебск сегодня.

Чтобы не потерять людей

Путепровод в Витебске не единственный подобный объект в стране, введенный в эксплуатацию в последнее время. Александр Лукашенко напомнил, что недавно открыл мост через Сож в Могилевской области:

— И тогда я говорил, что это важнейшее направление нашей деятельности на предстоящую пятилетку. Нам надо построить в стране 18 крупнейших мостов или модернизировать.

Кроме того, в планах реконструкция еще приблизительно сорока небольших мостов. 

— Без работы вы не останетесь, — обратился Президент к мостовикам. — Главное, чтобы не обижались, что придется работать круглые сутки.


При этом за хорошую работу и плата должна быть соответствующей, отметил Глава государства:

— Вот наказ всем начальникам: чтобы у строителей, мостовиков не было нареканий на зарплату. Мы ничем не удержим наших людей здесь, в Беларуси, если не будем платить нормальную зарплату.

Президент подчеркнул, что в стране удалось сохранить коллективы мостостроевцев:

— Далеко не каждая страна может построить мост. Мы это умеем делать. Но, чтобы не потерять этих людей, они должны получать достойную заработную плату. 

Александр Лукашенко отметил, что говорит об этом не потому, что в стране проходят президентские выборы: 

— Если не работать, то и зарплаты нет. Вот и все выборы. Но если есть работа, если за полтора года создаются такие «памятники» (как путепровод «Полоцкий». — Прим. ред.), это дорогого стоит. 


Амбициозные планы

На достигнутом в Витебске не собираются останавливаться. Развитию дорожной инфраструктуры здесь и дальше будут уделять и время, и силы, и средства. К примеру, впереди работа над реконструкцией улицы Гагарина, рассказал Президенту председатель Витебского облисполкома Николай Шерстнёв. И попросил оставить сэкономленные на строительстве путепровода «Полоцкий» деньги в области, чтобы заняться этим объектом. Александр Лукашенко идею поддержал: 

— Конечно, сэкономленные деньги мы вам оставим. И подумаем о кольцевой дороге вокруг Витебска. Там еще 10—11 километров — их надо сделать. Мы поищем эти деньги для того, чтобы разгрузить Витебск. Ни в коем случае нельзя пускать транзитный транспорт через город. Тем более через Витебск.

Разговор о строительстве обхода вокруг Витебска продолжился во время встречи Главы государства с местными жителями и строителями. Тему затронула одна из сотрудниц ОАО «Мостострой». Девушка отметила, что открытие путепровода «Полоцкий» — одно из самых ожидаемых событий для жителей города. Она поблагодарила Президента за внимание, с которым он относится к развитию дорожной инфраструктуры, а также за принятое решение поддержать строительство Северо-западного обхода витебской кольцевой автодороги. 

Глава государства ответил:

— Я очень рад, когда молодежь не только хайпует и постится в интернете, а вот такие молодые люди беспокоятся о Северо-западном обходе, путепроводах и так далее. Значит, у нашей нации есть будущее. Да, я согласен, что это надо сделать. Мы должны подумать, как профинансировать этот участок. Но проекта еще нет. Сделаете проект — я подставлю плечо.

Семья Кутынко впервые прогулялась по новому путепроводу «Полоцкий» в Витебске.
ФОТО АНТОНА СТЕПАНИЩЕВА

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА 

Новый путепровод «Полоцкий» в Витебске появился взамен прежнего, построенного еще в начале ХХ века. За долгие годы объект над железной дорогой пришел в неподобающее состояние. К работам по реконструкции приступили в начале нынешнего десятилетия, но из-за проблем с финансированием они были приостановлены. Второй раз мостостроители зашли на площадку в конце 2018-го. От первоначальных планов, когда новую конструкцию предполагалось возводить рядом с действующим старым путепроводом, отказались с целью сокращения временных рамок. Строительство велось параллельно с проектированием, причем работы шли одновременно на многих участках. В результате вместо четырех лет удалось справиться менее чем за два года. 

Основная часть мостового перехода, в том числе пролегающая над рельсами, — это свыше 800 метров четырехполосной дороги. Перед развязками на съездах движение переходит в шестиполосное. Любопытный факт: новый путепровод на 1,5 метра выше прежнего. Проектировщики вместе со строителями подумали и о перспективе: тяговая подстанция для электропитания трамваев сможет взять на себя и обеспечение работы троллейбусов, а под тротуарами в будущем можно будет проложить дополнительные силовые кабели и связь. Появились также автостоянки, а расположенный рядом автовокзал получил больше площади для размещения маршрутного подвижного состава. Путепровод стал настоящим украшением города. Автомобилисты же вновь получили кратчайший путь через Витебск в сторону Санкт-Петербурга и Прибалтики. 

konon@sb.by 

mich@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter