Общественное обсуждение проекта Основных положений программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы

Развернута Программа действий

Уважаемые читатели! Обсуждаем проект Основных положений Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы. Наш адрес: Минск, ул. Б.Хмельницкого, 10а, телефон (017) 287-16-69, е-mail: pisma@sb.by 

Сильная сторона проекта Основных положений Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы в том, что, обозначив общие стратегические ориентиры, она называет конкретные инструменты их достижения. Каждый человек, занятый в той или иной сфере, находит в документе для себя понятный алгоритм действий. Это не обобщенная концепция, а реальное руководство к действию. «Дорожная карта» развития государства и общества, в которой отчетливо просматриваются роль и место каждого. В программе реализованы важнейшие принципы действенного рабочего документа: мы реально оцениваем существующее положение вещей, видим и сильные, и слабые стороны, но знаем, куда двигаться, что делать и, главное, как. Читатели, включившиеся в активное обсуждение программы, в большинстве своем рассуждают именно с таких позиций.

Яна Король, ученый секретарь Института физики НАН Беларуси:

— В программе говорится, что Национальная академия наук должна стать инновационно–производственной корпорацией для формирования высокотехнологичного сектора на собственной исследовательской и технологической базе. В определенных областях, например, лазерной физике или оптоэлектронике, это реальность. Мы чувствуем себя уверенно на мировом уровне во всем, что касается разработки и создания лазерной техники и технологий для различных сфер — от медицины до военной промышленности. Нашим ученым есть что сказать и в теоретической физике, мы в том числе входим в коллаборацию Atlas, проводящую эксперименты на Большом адронном коллайдере, но в этом направлении достаточно иметь мозги и ручку с бумагой. А вот что касается робототехники, то здесь нужно понимать, что многие страны давно ушли вперед. И мы могли бы сосредоточиться на элементах к роботам, например, на сенсорах. Именно в компонентах нам под силу быть конкурентоспособными. На мой взгляд, имеет смысл развивать именно наукоемкие направления и сконцентрироваться на том, что у нас уже хорошо получается, чтобы в итоге не пришлось изобретать велосипед. Так что акценты, расставленные программой, будут только в помощь.

Дмитрий Шевцов, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике:

— Можно только приветствовать тот момент, что в будущем планируется продолжить поэтапное внедрение работы участковой службы по принципу врача общей практики. В регионах, на селе в амбулаториях, этот принцип уже обкатан и себя зарекомендовал. И в крупных городах тоже надо к этому стремиться. Ведь сегодня мы сталкиваемся с полипрогнозией, с тем, что терапевты порой необоснованно направляют пациентов к профильным специалистам. Совсем другое дело, когда у участкового врача самого достаточно знаний в разных сферах медицины — лор–, офтальмологической патологии. Такой специалист снимет нагрузку с узких специалистов — это важно. Уже готовится база к организации работы по–новому: студенты медицинских вузов страны с шестого курса могут проходить подготовку по специальности «врач общей практики». Согласен и с тем, что нужно расширять перечень платных медицинских услуг для населения. Но чтобы создать платный центр, в котором, например, могли бы проводиться высокотехнологичные операции, нужны огромные ресурсы, вложения, которые будут очень долго окупаться. Такую роскошь себе может позволить только государство: сегодня в государственных клиниках современное оборудование, прекрасная диагностическая база, кадры. Если частное здравоохранение будет стремиться к этому уровню, будет конкурентом и помощником государственному — я обеими руками «за».

Валентин Цехмейстер, директор Республиканского союза туристических организаций:

— Раньше проблемы и задачи по продвижению туризма рассматривались разрозненно. Сейчас, познакомившись с проектом Основных положений Программы социально–экономического развития, я вижу комплексную проработку вопроса. К наиболее перспективным видам туризма, которые обозначены в документе, я бы только добавил еще деловой туризм. Кстати, в законопроект о туризме, который уже внесен депутатами на рассмотрение в Совет Министров, этот вид включен как отдельный. Очень актуально и рассмотрение вопроса об ослаблении визовых требований для въездных туристов. Нам нужно, чтобы в страну ехали. Организация туристского потока — основная задача туристического бизнеса и бизнеса индустрии гостеприимства. Это дает загрузку гостиницам, всей сопутствующей инфраструктуре. И конечно, 180 евро при открытии визы в аэропорту — не слишком заманчиво... А въезд туристов из ряда европейских стран, думаю, нужно вообще упростить. Это поможет и в развитии транзитного направления. Мы заинтересованы, чтобы через Беларусь как можно больше людей проехало и желательно остановилось хотя бы на 3 — 4 дня. Чтобы нашу страну для начала увидели, а потом те, кому понравится, обязательно вернутся.

Александр Бодяко, директор унитарного частного научно–производственного предприятия «Технолит», Могилев:

— Меня больше всего «зацепил» раздел о раскрепощении деловой инициативы. Сегодня на различные предприятия чуть не один за другим идут проверяющие, которые порой признаются: если в акте проверки не укажут ни одного нарушения, то будут чуть ли не уволены. Поэтому существенное снижение санкций за незначительные просчеты как руководитель только приветствую — в работе должно стать меньше нервотрепки. Как и после введения ответственности — вплоть до уголовной — за вмешательство правоохранительных, надзорных, контролирующих органов в законную деятельность субъектов хозяйствования. Такой норматив существует во многих странах мира. Отрадно, что появится и у нас. Это позволит больше времени уделять непосредственно производственному процессу, а не встречам и разговорам с контролерами.

В целом этот раздел я оценил бы так, что управленцам дается право на риск. В бизнесе он неизбежен. Но боязнь ошибиться приводит к тому, что в некоторых инстанциях от тебя попросту предпочитают отделаться — в лучшем случае пообещают решить некий вопрос, но конкретно помочь даже не соберутся. В ближайшем времени ситуация должна измениться.

Игорь Маркович, председатель Верхнедвинского райисполкома:

— В Основных положениях Программы социально–экономического развития мое внимание привлек пункт, где говорится о повышении ответственности глав районов за обеспечение безубыточной работы сельскохозяйственных организаций. Согласен, что за результат должны отвечать все: от рядового комбайнера до председателя райисполкома. И здесь многое зависит от того, как построить работу. Я бы выделил два основных момента. Первое — это подбор кадров. И руководитель района, и председатель колхоза должны так своих специалистов задействовать, чтобы все колесики большого механизма работали как часы. И второе — мотивация. Причем не в данный момент, а на перспективу. Когда человек видит, что его зарплата зависит от конечного результата, что ему не только сегодня поле засеять, но и урожай хороший в итоге собрать, он более ответственно относится к своим обязанностям. Если работу выстраивать именно так, уверен, стоять лично за спиной у председателя колхоза председателям райисполкомов не придется.

Юрий Деркач, начальник управления здравоохранения Витебского облисполкома:

— Читая Основные положения Программы социально–экономического развития, я, естественно, обратил внимание на раздел, касающийся человеческого потенциала и повышения качества жизни людей. Увидел интересные, перспективные вещи. Приятно, что некоторые из них на Витебщине внедряются или уже внедрены. Например, электронные карты пациента у нас действуют в 9 районах. Четыре района, а также витебские поликлиника № 1, диагностический центр и кардиологический диспансер вместе с предприятием «Фармация» подключены к системе электронных рецептов. Что же касается врачей общей практики, то Поставский район у нас целиком работает по этому принципу. И мы уже видим положительные результаты. Недавно проводили там республиканское совещание, где делились опытом с коллегами из других регионов.

Александр Версоцкий, начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского облисполкома:

— С особенным вниманием прочитал раздел, посвященный развитию национальной культуры и творческого потенциала белорусского народа. Согласен с тем, что нам есть чем гордиться. Белорусы в достаточной мере талантливы, чтобы занять достойное место в мировом сообществе. Это доказывают и прошедший в Гродно праздник национальных культур, где присутствовали представители 20 дипмиссий, и наш уникальный театр кукол, который регулярно привозит главные призы самых разных международных фестивалей. И главное: как бы ни было тяжело, мы будем поддерживать нашу талантливую молодежь. Мы никогда не откажемся от конкурсов и фестивалей, на которых шлифуется мастерство детей и подростков. Завтра именно от них будет зависеть сохранение нашей культурной идентичности и узнаваемость Беларуси на международном уровне.

Советская Белоруссия № 115 (24997). Суббота, 18 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter