Разумное, доброе, вечное

Уже 20 лет в нашей стране выбирают лучшего учителя года...

Уже 20 лет в нашей стране выбирают лучшего учителя года. Буквально вчера стало известно имя самого достойного педагога, обладателя главной награды — статуэтки «Хрустальный журавль» — в нынешнем, девятом по счету конкурсе. Инессу Зубрилину, учительницу английского языка гимназии № 1 города Дятлово, жюри выбрало из 10.000 участников! Символично, что о своей победе конкурсантка узнала, стоя на сцене концертного зала Минского государственного лингвистического университета: именно здесь 10 лет назад она получила красный диплом. Инесса Владимировна — тринадцатая в семейной педагогической династии. Еще ее прадед был директором гимназии, а потому профессия победительницы нынешнего конкурса была предопределена. Пока учительница из Дятлово, которой ближайшие несколько лет предстоит быть лицом отечественного образования, принимает поздравления и примеряет на себя новый ответственный статус. А как потом складывается судьба лучших из лучших?


Корреспондент «СБ» решил заглянуть на урок белорусской литературы к одному из победителей прошлого конкурса — Валентину Коноплеву, прошедшему за это короткое время путь от простого учителя до директора СШ № 126 г. Минска.


...Пятый «А» готовится к занятию по развитию речи. В классе веселая неразбериха, стучат портфели, шелестят учебники. Каждый занят своим делом: кто–то старательно перечитывает домашнее задание, кто–то с серьезным видом обсуждает футбол, кто–то дремлет, уткнувшись головой в парту. Но вот раздается звонок, в класс входит Валентин Николаевич. И куда только делась вся эта кутерьма? Ребята вытянулись в струнку, ловят каждое слово учителя. Что же им сказать? Как сделать урок интересным? Самое главное, уверен Валентин Николаевич, всегда оставаться добродушным:


— Забудьте о крике. Дети, словно лакмусовая бумажка, все чувствуют и немедленно дают ответную реакцию. Если ты на них голос повышаешь, они делают то же самое.


И это не сухая теория. Начав урок, Валентин Николаевич сначала расскажет, чем предстоит заняться, а потом лукаво улыбнется и неожиданно спросит: «А чаго чакаеце ад урока вы?» «Выдатных адзнак!» — шутит кто–то на задней парте.


Вообще–то тема сегодня серьезная, патриотическая: «Мой чароўны беларускi край...» Но ведь не так–то просто заговорить с 11–летними детьми о преданности, долге, любви. Помогает творческий подход. Например, можно послушать прямо на уроке нашу классику, любимые всеми «Мой родны кут», «Жураўлi на Палессе ляцяць», «Бацькоўскi зруб» в исполнении «Песняроў». Или поиграть в «отгадай слово» — в пятом классе у ребят еще небольшой белорусский словарный запас, но такая «лексiчная хвiлiнка» им очень нравится. Каждый старается первым угадать, что же за слово такое на букву «п» загадал учитель. «Патрыёт»!


И как Валентину Николаевичу удается так ладить с детьми? На самом деле секрет прост: он в своей семье самый старший, всегда сидел с братишкой и сестренкой, помогал с домашними заданиями, подсказывал. В общем, еще в детстве решил: вырастет — будет учителем. И даже сейчас, хоть и директор школы, без уроков белорусского языка и литературы никак не может:


— Заходишь в класс, закрываешь дверь — и 45 минут твои! На мой взгляд, работать в школе и не вести уроки просто невозможно. К тому же всегда надо быть в курсе новшеств, не терять сноровку. Вообще, школа дарит мне столько приятных волнительных минут — 1 сентября, последний звонок, выпускной...


В свое время на конкурсе «Учитель года» самым сложным для Валентина Николаевича было провести два урока в незнакомом классе: тему первого участники выбирали сами, а второго — определял жребий. Домашней заготовкой нашего героя был «Речевой этикет». Он поставил будильник на мобильном так, чтобы телефон зазвонил в самом начале урока. Представьте удивление учеников, когда в кармане учителя звучит рингтон, а он спокойно поднимает трубку и делает вид, что разговаривает, причем на помеси русского и белорусского! Такого наглого учителя школьники еще не видели! Но когда Валентин Николаевич назвал тему урока, все встало на свои места. Занятие наверняка запомнилось, а образ «дрэнна выхаванага настаўнiка» станет поучительным примером на будущее.


С тех пор Валентин Николаевич решил не снижать планку, и сегодня он активный участник клуба «Хрустальный журавль» — объединения лучших педагогов всех конкурсов, которые постоянно проводят мастер–классы, открытые уроки, ездят по стране, чтобы передавать опыт молодым.


Справка «СБ»


За всю историю конкурса победителями становились учитель химии СШ № 10 г. Барановичи Владимир Дедков, преподаватель пения СШ № 62 г. Минска Сергей Лепешкин, учитель физики СШ № 49 г. Минска Валерий Гербутов, преподаватель физики СШ № 1 г. Дрогичина Владимир Зданович, учитель истории СШ № 2 г. Ошмяны Валентина Гинчук, преподаватель географии Ланской СШ Вадим Шпетный, учитель информатики Могилевского областного лицея Игорь Якименко, преподаватель биологии гимназии № 4 г. Сморгонь Ирина Клевец, директор СШ № 2 г. Ганцевичи Юрий Андрейчик.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter