Молодежь открыла для себя новый вид туризма — монастыринг

Разумное, доброе, модное

В поисках информационного детокса и перезагрузки молодые люди пришли… в монастырь. Тренд подразумевает временное проживание в обители и выполнение разных несложных послушаний. «Важно уметь отвлечься, в том числе от телефона. При этом следует ехать не меньше чем на три дня», — одобрил идею владыка Вениамин. А журналисты «СБ. Недели» схлестнулись в словесном батле: Саша считает, что новая мода сродни кощунству, Христина парирует — чем бы дитя ни тешилось, лишь бы был результат. На чьей стороне вы?

Не мешай ближнему своему

Александр НЕСТЕРОВ.

Не люблю подмены понятий, поэтому давай, Христина, определимся. Монастыринг по своей форме — это старое доброе трудничество. Но только по форме. Потому что трудничество — еще и духовное развитие. Среди целей трудника — учение смирению и человеколюбию, а значит, приближение к Богу. А если какой-то блогер однажды поехал в монастырь, снял видео о своем опыте, выложил его в соцсети, и после этого у него появились многочисленные последователи, то это просто мода. По сути — развлечение: «Ах, я отказался на время от гаджета, сделал много чего полезного, ничего с этого не поимел, зато перезагрузился и получил духовный детокс».

Тебе смешно? Мне — не очень. Потому что монастырь и развлечение — мало сочетаемые понятия. Трудник — это часто человек, у которого проблемы в жизни, и пребывание в монастыре помогает психологически преодолеть их. Монастырь же не развлекательная локация, а место, где живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу.
Хотите перезагрузки? Платите деньги и езжайте в ретрит-отель. Это пространства, полностью отведенные под медитативный отдых, занятия йогой, вегетарианское питание и уединение. Есть такие и в Беларуси. Платите на здоровье от 250 рублей за койко-место в лесном шале, перегружайтесь себе сколько угодно, при желании можете убрать мусор в лесу — и будет вам счастье. В монастырь-то зачем соваться? Там люди другим занимаются.
Вопрос веры — вообще штука тонкая. Есть у меня один товарищ. В религию ударился. Но как-то избирательно. Пост, например, соблюдает. Но только до первой звезды. В урочный час — обильное и длительное застолье, перетекающее в затяжное похмелье. Я не лезу с критикой, пусть считает, что поступает правильно. Хоть так приобщился к Богу — уже неплохо. И если процесс сопровождается духовным совершенствованием, разумеется. Ведь вера дает людям смысл для существования, формирует взгляд на мир. Это не туристическая поездка в монастырь и уж точно не мода.

Это, кстати, в очередной раз подтвердили некоторые поклонники российского андеграундного рэпера Паши Техника, которые пришли попрощаться в московский храм. Свидетели утверждают: атмосфера больше напоминала то ли обстановку у клуба, то ли митинг. Зато приехали. Цветы привезли. Помянули тут же, на тротуаре. «Все как у людей».

Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Заславский Вениамин, считаю, идею не одобрил, а просто дипломатично высказался. В стране есть места, куда можно приехать, побыть и перезагрузиться. Но важно делать это с пониманием, благоговением, что ли. В противном случае можно оскорбить тех, кто по-настоящему верует, это добавляю уже от себя. А если хочешь бескорыстно сделать доброе дело — милости просим на внеочередной субботник. Работа каждому найдется.

Язык веры меняется

Христина СКУРАТОВИЧ.

Я практиковала монастыринг еще до того, как это стало мейнстримом. Впервые родители отправили меня, десятилетнюю, в православный лагерь при Спасо-Евфросиниевском женском монастыре в Полоцке. Привезли на две недели, а забрали (еле-еле!) через три месяца, в последний день летних каникул. Скажу больше: плакала и просила оставить меня навсегда, мол, буду монахиней.

Это я сейчас понимаю, что мое лайтовое пребывание в обители не имело ничего общего с настоящим подвигом сестер. Да, я довольно рано просыпалась на литургию, потом шла на послушание (собирать цветочки курильского чая, помогать в трапезной, кормить рыбок в пруду), но все это было в игровой форме. Мне дарили милые вещицы, вкусно кормили и разрешали смотреть мультики. Честно, я была как в раю. То же ощущение и у взрослых паломников, только мой «рай» в тот момент ограничивался добрым отношением матушек, сладостями и бисероплетением. О душе я не задумывалась — а разве должен это делать десятилетний ребенок?
Зато теперь! Саш, теперь я хожу в церковь почти каждое воскресенье. А когда, бывает, меня что-то гложет, еду в Свято-Духов кафедральный собор прямо во время обеда — поставить свечку и приложиться к иконе. Обязательно к лику преподобной Евфросинии. И это помогает. Ощущала бы я такую потребность, не будь того монастырского опыта? Вряд ли. Предполагали те сестры, которые возились со мной в детстве, что я вырасту и не забуду Бога? Тоже не факт. Просто они делали все правильно, заложили в сердце маленькое зерно — и оно проросло. Вдруг прорастет и у тех, кто решил «поиграться» в монастыринг…
Да, название дурацкое, немного пренебрежительное, но! Даже священники говорят, что нужно использовать все современные возможности, чтобы приблизить человека к Богу. Вот что сказал мне когда-то в интервью первый проректор Витебской духовной семинарии протоиерей Константин Изофатов: «Есть миф, что церковь догматична (в негативном смысле этого слова) и застыла в развитии. Но это не так, ведь издревле мы использовали все новшества. Первой напечатанной книгой стала Библия, и только потом возникли светские тексты. До какого-то периода образование было тоже исключительно религиозное. Как только появился телевизор, мы стали читать проповеди в эфире. Соцсети — это новый виток».

А другой батюшка, иерей Николай Савицкий, поделился со мной забавным фактом: «Как только захожу в школьный класс со словами из модной песни «Открываю двери без ключа» — обстановка сразу меняется. Дети понимают: я свой».

Так что давай, Саша, не будем с ходу ругать тренды, а попросим относиться к ним осторожно. Если монастыринг пойдет на пользу — почему бы и нет. Главное, не ожидать, что в обители — будь она мужская или женская — живут святые. Нет, там подвизаются такие же люди, со своими слабостями и искушениями. Просто они каждый день делают выбор в пользу спасения души.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter