Разум — за, карман — против

Как улучшить систему стимулов для энергоэффективности в быту

В Европе для потребителя киловатт в час «в трубе» и «в кабеле» стоит практически одинаково. У нас тепловая энергия (говоря проще, отопление) почти в три раза дешевле электричества. А именно последнее и необходимо для оборудования, которое экономит тепло. Получается парадокс: в энергоэффективных домах могут существенно снижаться расходы на отопление, но зато существенно увеличивается плата за электричество. Итог — конфликт интересов государства, которое экономит энергоресурсы, и жильца, у которого энергоэффективные технологии могут «утолстить» жировку.

Эта проблема обсуждалась на VI Международной конференции «Энергоэффективное строительство», организованной агентством бизнес-коммуникаций «Отраслевые форумы». В стране уже возведено полтора десятка экономичных домов. Вроде бы необходимо двигаться дальше по этому пути, переходить от опытов к массовому внедрению опробованных технологий.

Но возникает загвоздка: практически отсутствует система стимулов для энергоэффективности в быту. Про тарифы уже говорили. Кроме того, системы рекуперации тепла и другое инженерное оборудование, снижающее потребление тепла, увеличивают стоимость здания на 5—8 %. Естественно, это не радует покупателей квартир. Да и в государстве в целом стоит задача удешевить строительство. В итоге говорить об окупаемости новых технологий достаточно проблематично.

Впрочем, некоторые эксперты считают: инновации потребителям преподносят не совсем под правильным «соусом». Ведь современная инженерная начинка зданий не только усложняет его эксплуатацию и экономит тепло, но и повышает в целом комфортность помещений. «Дом, соответствующий европейским стандартам «нулевого» энергопотребления, — старинная изба», — иронизировал первый заместитель директора Института жилища — НИПТИС Леонид Данилевский. Впрочем, в этой шутке большая доля правды. Углеводородных энергоресурсов не потребляет — отапливается дровами, освещается лучиной. Более того, такая усадьба еще и вырабатывает энергию: скотный двор «выпускает» органические удобрения. Вот только жить в «коттедже» формата позапрошлого века не очень приятно. Да и санитарные параметры не выдерживаются. Зимой в срубах тепло, но душно. «В том-то и заключается проблема делать здания экономными через повышение их потребительских качеств», — заключил эксперт.

Директор ООО «Внедренческое предприятие Альтернатива» Юрий Матвеев акцентировал внимание на том, что системы рекуперации не только дают возможность повторно использовать тепло, но и обеспечивают вентиляцию в помещениях. Кстати, медики утверждают, что воздух в квартире должен полностью меняться в течение суток три раза. В утепленных, но «закупоренных» помещениях неминуемо появляется вредная микрофлора — источник самых разнообразных хворей. «Эффективные системы вентиляции необходимы в жилых помещениях априори, — уверен Юрий Матвеев. — Люди боятся форточку зимой открыть, чтобы не потерять тепло. Мы заботимся все время о деньгах, но забываем о здоровье».

В энергоэффективном доме, возведенном в Гродно, жители не нарадуются не экономии тепла, а отличному микроклимату в здании. В условиях городской экологии форточка уже превратилась в устаревший инструмент проветривания. Главный инженер «Гродногражданпроекта» Рышард Кацынель объяснил: самый чистый воздух находится приблизительно на высоте между 10 и 30 метрами. При центральной системе рекуперации воздухозабор сделали на оптимальной экологической высоте. Удалось побороть и извечную болезнь современных домов — сырость. Ведь если все окна закрыты и нет достойной вентиляции, влажность воздуха в помещениях повышается с рекомендуемых 55 % до 80—90 %. Соответственно растет и точка росы: с 9 оС до 14—15 оС. Учитывая, что при -12 оС и ниже температура внутренних стен в домах составляет 9—10 оС, по всем законам физики на них «выпадают осадки». «В такой ситуации бороться с сыростью бесполезно», — считает Рышард Кацынель. Но хорошая вентиляционная система решает эту проблему, снижая влажность воздуха.

Словом, системы рекуперации постепенно начинают становиться бытовой необходимостью. Один раз «попробовав» их, жильцы уже не хотят отказываться от хорошего микроклимата. Заведующий отделом Института жилища — НИПТИС Сергей Терехов озвучил результаты мониторинга, который проводился в энергосберегающем доме на улице Притыцкого в Минске. Оказалось, что 72 % жителей постоянно пользуются системой рекуперации. И очень ею довольны, хотя поначалу многие скептически смотрели на новинку.

И все же при всех проблемах и нюансах энергоэффективного строительства успехи очевидны. И это направление может стать мощным вектором экспорта. «За последние пять лет 80 делегаций из России и Казахстана приезжали изучать наш опыт», — подсчитал Сергей Терехов. Богатые энергоресурсами партнеры по Таможенному союзу проблемам энергоэффективности в быту уделяли немного внимания. Сейчас стараются наверстать упущенное и заинтересованы в сотрудничестве с нашими компаниями. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter