Ратуя за перемены, не надо разрушать то, что уже построено

Разум сильнее эмоций

Известная китайская мудрость гласит: «Не дай бог жить в эпоху перемен». А что же делать, если у некоторых, как пел в начале 1990-х прошедшего столетия известный певец и композитор В. Цой, «перемен требуют сердца»? Но, может, стоит к порыву души подключить разум и немного поразмышлять: а каких именно перемен мы хотим? Ведь перемены бывают разные. Рождение ребенка в семье или общественное противостояние. И то и другое — кардинальные перемены. Так что же в действительности мы хотим поменять в своей жизни? Кому-то хочется поменять машину или квартиру. Кому-то хочется обновить гардероб или приобрести путевку на море. Кому-то — справедливости, свободы, равенства и мира во всем мире. Сейчас все смешалось. В людях говорит не разум, а эмоции. Все хотят перемен, но каждый вкладывает свой смысл в это слово. Однако если посмотреть на нынешние протесты, то призывы остановить предприятия, не платить коммунальные платежи, выйти из ЕАЭС — это не безобидные призывы. Это серьезное оружие, способное нанести (и уже наносящее) существенный урон нашей экономике, нашей стране и нам самим. Нас призывают скупать доллары и снимать деньги с карточек. Но кто пострадает от падения курса белорусского рубля и вымывания золотовалютных резервов страны? Только мы сами. И кто будет виноват в том, что наши доходы и сбережения обесценятся? Только мы сами. За душевный порыв к переменам одних расплачиваться придется всем. Здравомыслящим людям вне зависимости от политических убеждений нужно сохранить чувство ответственности за свою семью и за свою страну. Чтобы не было потом больно и обидно, самое время подумать, что мы действительно хотим менять, а что необходимо сохранить. Не вдаваясь в политику, размышляем только про экономику.

 
Василий Гурский
 
Владимир Гусаков

Чего нам уже удалось достичь за четверть века?

Прежде всего стоит вспомнить, что за последние 26 лет многое в нашей стране существенно изменилось в лучшую сторону. Среди важнейших достижений можно назвать формирование ЕАЭС и Союзного государства Беларуси и России, глобальную модернизацию промышленности и сельского хозяйства, создание ПВТ и развитие IT-сектора, создание индустриального парка «Великий камень» и развитие белорусско-китайского сотрудничества, строительство БелАЭС и многое другое. Модернизированы практически все существующие крупные предприятия. Невозможно не увидеть тех положительных изменений, которые постоянно идут в нашей стране. Это не стихийные реформы, разрушающие общество, а планомерные, выверенные шаги по совершенствованию того, что есть. Да, Беларусь выбрала путь не революционных, а эволюционных перемен.

Важнейшим достижением стало формирование регулируемой и социально ориентированной модели экономики на основе сильной государственной власти. 

Результатом стало не быстрое обогащение горстки олигархов, а постепенный рост общего благосостояния всех людей. Благосостояние измеряется не только уровнем заработной платы, а объемом всех доступных для потребления благ. Это медицина и образование, услуги ЖКХ и транспорт, электрификация и газоснабжение, спокойствие и чистота на улицах и многое другое, к чему мы настолько привыкли, что уже даже не ценим. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности за период с 1995 по 2019 год вырос более чем в 5 раз. Рост благосостояния очевиден и без всякой статистики. Куда ни посмотри, строятся новые дома, а квартиры в них раскупаются. По вечерам во дворе машину припарковать негде, у многих в семье по два автомобиля. Смартфоны даже у детей в детском саду, планшетом или ноутбуком никого не удивишь. Страна ухоженная, чистая. Поля засеяны. Дети учатся. Люди обеспечены работой. Есть все, что надо для жизни.


По оценкам ПРООН, по индексу человеческого развития Беларусь продвинулась с 65-го места (1995 год) на 50-е (2019 год). Это один из лучших показателей для стран СНГ. Беларусь перешла в группу стран с высоким индексом человеческого развития. Ожидаемая продолжительность жизни за 25 лет увеличилась на 3,9 года.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в рейтинге доступа населения к медицинским услугам 2019 года Беларусь заняла первое место в мире вместе с Брунеем и Канадой. Уровень охвата населения медицинской помощью составляет 100 процентов. В рейтинге по индексу развития человеческого потенциала (Программа развития ООН, 2019 г.) Беларусь занимает 3-е место в мире по количеству мест в больницах на 10 тыс. населения (110 больничных коек). Наша страна занимает 16-е место в мире по количеству врачей на душу населения — 40,8 человека на 10 тыс. населения. В 2019 году материнская смертность в Беларуси составила 1,1 случая на 100 тысяч родившихся живых детей. Для сравнения показатель материнской смертности в соседних с Беларусью странах составил: в Литве — 8, в Польше — 2, в Российской Федерации — 17, в Украине — 19. Младенческая смертность — 2,4 промилле, это один из самых низких показателей в Европе.

Уровень зарегистрированной безработицы (по данным Минтруда и соцзащиты) — 0,2 процента от численности рабочей силы за I квартал 2020 г. При этом коэффициент напряженности на рынке труда страны на 1 марта 2020 г. — 0,1 безработного на одну вакансию.

За 25 лет золотовалютные резервы страны выросли с 100 млн долларов США в 1994 году до 8857,5 млн долларов в 2020-м, то есть больше чем в 88 раз. Заметим, средства не разворованы, не присвоены, а накоплены и работают на страну. 


Сегодня Беларусь — достаточно благоприятная площадка для привлечения как внутренних, так и зарубежных инвестиций. Экономическая политика последних десятилетий во многом базировалась на стимулировании инвестиционной деятельности во всех отраслях национальной экономики.

В результате объем инвестиций в основной капитал в реальном выражении за 1994–2019 годы вырос в 2,8 раза.

По легкости ведения бизнеса согласно исследованию Всемирного банка Doing Business — 2020 Беларусь поднялась с 106-го места (2006 год) на 49-е (2020 год).

За относительно небольшой промежуток времени стране удалось создать дееспособную национальную инновационную систему. Несомненным достижением можно считать запуск 22 июля 2012 года белорусского спутника дистанционного зондирования Земли. Ученые Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси разработали суперкомпьютер «СКИФ-ГРИД» на базе 12-ядерных процессоров AMD Opteron и графических процессоров-ускорителей. Сотрудники Института физики НАН Беларуси разработали лазеры нового поколения и др. Создано производство высокоэффективных беспилотных летательных комплексов. 

2020 год выдался очень тяжелым в экономическом плане для всего мира. Это, как известно, связано с коронавирусной пандемией. Благодаря взвешенной политике руководства страны наши предприятия и границы не закрывались специально, а реальный сектор по возможности продолжал свою работу. Мы, по сути, избежали необходимости перезапускать экономику. Практически все наши соседи отмечают, что Беларусь смогла минимизировать последствия «коронакризиса». Мы действительно пострадали меньше других.

У предприятий появилась возможность занять временно освободившиеся места на рынках. И сейчас, когда другие страны активно восстанавливают свою экономику, нам никак нельзя останавливать производства. Кому от этого станет лучше? В чем виноваты предприятия? Кому мы что докажем тем, что навредим сами себе?

В условиях, когда противоэпидемиологические меры привели к остановке производств в ведущих странах-производителях, действительно были нарушены глобальные цепочки поставок. На фоне неопределенности сроков и условий новых карантинных и продолжающихся санкционных мер процесс локализации производств получил дополнительный импульс. В среднесрочной перспективе тенденция к локализации в мире будет усиливаться. 

Вместе с тем экономика Беларуси не может замыкаться на своем внутреннем рынке, какая бы сложная ситуация ни сложилась в мировой экономике или во взаимоотношениях с партнерами. Для Беларуси оптимальная локализация — это общие рынки ЕАЭС. Как предложил Александр Лукашенко, в рамках ЕАЭС необходимо формировать региональный «пояс безопасности» путем ускорения создания импортозамещающих производств и локализации на территории союза критически важных отраслей. 

Стоит ли менять направление внешнеэкономической политики? Зачем нам нужна интеграция с Россией?

Самая близко расположенная страна, обладающая достаточно емким рынком и необходимыми нам минерально-сырьевыми ресурсами, — это Россия. Страны ЕС сами зависят от поставок нефти и газа из России. Это объективные условия, которые не изменит ни одно правительство. Менять вектор внешнеэкономической политики нет никакого смысла, так как особенности экономики Беларуси, ее выгодное географическое положение определяют многовекторные внешнеторговые связи страны.

Многовекторность внешнеэкономической политики позволила существенно расширить географию как поставок белорусских товаров на внешние рынки, так и закупок импортных. По сравнению с началом 2000-х количество торговых партнеров Беларуси увеличилось на 38 стран (с 165 стран в 2000 г. до 203 стран в 2019 г.). 

Страны Европейского союза в настоящее время занимают четвертую часть общего объема экспортных поставок Беларуси. Ключевыми товарными позициями Беларуси на европейском рынке являются нефтепродукты и сырая нефть, лесоматериалы продольно распиленные, удобрения калийные, азотные и минеральные смешанные, прутки и проволока из нелегированной стали, древесина топливная, плиты древесно-стружечные и древесно-волокнистые и др. Заметим, что в большинстве своем это товары с низкой добавленной стоимостью, по сути, сырье.

Наиболее тесные торговые связи сложились у нас с Российской Федерацией, занимающей практически половину (49,3 процента) всего внешнеторгового оборота Беларуси. Удельный вес экспорта в Россию составил 41,5 процента (2019 г.).


Важнейшими товарами, поставляемыми на российский рынок, являются молоко и молочная продукция, грузовые автомобили, тракторы и седельные тягачи, мясо и пищевые мясные субпродукты, мебель, тара пластмассовая, лекарственные средства и пр. То есть в основном товары с высокой добавленной стоимостью, продукция обрабатывающей промышленности. Переориентировать товарные потоки по этим товарным группам на европейский рынок вряд ли удастся. Наших производителей там не ждут. Рынки давно поделены и плотно заняты. 

Кроме торговли, между Беларусью и Россией активно развиваются взаимные кооперационные связи. Почти половина белорусских товаров производится из российского сырья и комплектующих. В настоящее время взаимными поставками продукции связано более 8 тысяч белорусских и российских предприятий. 

Словом, российско-белорусская кооперация представляет собой целый пласт белорусской экономики, утрата которого для нее может стать фатальной. Но главный вопрос: зачем? Зачем делать себе хуже? Кто возместит потери?

Но ведь в ЕАЭС между странами постоянно возникают противоречия? Может, лучше переориентироваться на ЕС?

Наша страна, руководствуясь национальными интересами, в свое время выступила одним из инициаторов, а в дальнейшем самым активным участником формирования и развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Цель евразийской экономической интеграции проста и понятна: создать условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проводить согласованную экономическую политику, тем самым существенно усилив конкурентные преимущества наших производителей и снизив цены на импортируемые из стран ЕАЭС товары. Иными словами, нам это выгодно. 

Бесспорно, что отношения в ЕАЭС далеки от идеальных. Есть и проблемы. Беларусь является чистым импортером продукции из России, то есть не может предложить ей достаточное количество востребованных товаров, чтобы ее объемы были сопоставимы с белорусской потребностью в российских ресурсах. Это обстоятельство ставит страну в зависимое положение. Более того, Россия активно привлекает в страну иностранных инвесторов, локализует производство на своей территории и кооперируется с мировыми лидерами. В результате белорусским производителям приходится конкурировать на российском рынке не только с местными компаниями, но и с мировыми брендами. Также в Российской Федерации в последние годы стали часто использоваться нерыночные инструменты конкуренции. Но постепенно проблемные вопросы решаются. 

Нельзя забывать, что сотрудничество на евразийском направлении в рамках Договора о создании Союзного государства Беларуси и России, а также Договора о Евразийском экономическом союзе является ключевым направлением обеспечения национальной и региональной безопасности Беларуси. Выход Беларуси из ЕАЭС и Союзного государства может существенно изменить конфигурацию международной и региональной безопасности. Образование «институционального вакуума» при наличии в настоящее время социально-политической и военной напряженности на внешних контурах ЕАЭС несет существенные угрозы для Беларуси в виде экспорта нестабильности, в первую очередь в виде террористической угрозы. 

Выход Беларуси из ЕАЭС и Союзного государства в первую очередь негативно отразится на простых гражданах страны. Белорусам для устройства на работу в России не нужно никаких дополнительных разрешительных документов и экзаменов, которые необходимы другим гражданам ЕАЭС. А самое главное — есть договор о пенсионном обеспечении граждан Союзного государства. Скажем, при варианте выхода только из Договора о Союзном государстве произойдет автоматическая денонсация всех остальных подзаконных актов Союзного государства, в том числе и связанных с трудовой миграцией. Последствия трудно просчитать.

С экономической точки зрения совершенно абсурдна аргументация, что нам надо выйти из ЕАЭС для того, чтобы наладить более тесные отношения с ЕС. Кто нам мешает продолжать эффективно торговать в рамках ЕАЭС и при этом продвигать свою продукцию в ЕС? По существу, именно этим наша страна и занимается уже много лет. На сегодняшний день из общего объема экспорта республики в 2019 году на долю стран ЕАЭС приходилось 44,2 процента, стран ЕС — 25,5 процента, остальных стран — 30,3 процента. Как видим, развитие торговли и промышленной кооперации с ЕС в приоритете без всякой смены вектора.

Основная проблема выхода на европейский рынок состоит не в нашем членстве в ЕАЭС, а в жестком протекционизме со стороны европейских стран. Выход на европейский рынок усложняется также необходимостью перехода на европейские стандарты, что сопряжено с дополнительными затратами. При этом объем торговли жестко ограничен квотами по количеству и видам ввозимой продукции. Украина, например, подписав соглашение об ассоциации с ЕС в обмен на обязательства политических, экономических, торговых реформ по навязанному им сценарию, получила мизерные квоты по объемам торговли на европейском рынке. При этом рынок России она практически потеряла. В результате люди не могут найти работу в своей стране и бегут на заработки в Европу. 

Понимая все преимущества евразийской экономической интеграции, с ЕАЭС подписали соглашение о свободной торговле Сербия, Вьетнам, Сингапур, частично Иран. Намереваются Египет, Израиль. Идут переговоры с Индией. Очень недальновидно выходить из ЕАЭС нам, учредителям этого интеграционного объединения, когда другие туда стремятся. 

Так нужно ли нам что-то менять и если нужно, то что?

Обязательно нужно, только без рывков, постепенно. На самом деле, как и в любой стране, в белорусской экономике достаточно проблемных вопросов, которые требуют соответствующих решений. За период 2016—2019 годов отмечено замедление темпов экономического роста. ВВП Беларуси в сопоставимых ценах вырос на 4,3 процента. Рост ВВП в странах с развивающейся экономикой — 3,7 процента, с развитой экономикой — 1,7 процента, СНГ — 4 процента, Россия — 1,3 процента.

К принципиальным проблемам и факторам, сдерживающим развитие страны, относятся:

♦ замедление экономического роста реального сектора экономики, связанное с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры и замедлением роста мировой экономики;

♦ высокий уровень географической и товарной концентрации белорусского экспорта, связанный с недостаточной развитостью национальной товаропроводящей сети за рубежом и низкой маркетинговой активностью отечественных предприятий;

♦ низкая конкурентоспособность некоторых видов отечественной продукции на глобальных и локальных рынках, связанная с ее недостаточным технологическим уровнем и качеством.

Вот где надо концентрировать основные усилия и добиваться положительных перемен.

Пандемия стала своего рода триггером, спусковым механизмом для обострения накопившихся противоречий. Фронтальные карантинные меры нарушают сложившиеся цепочки поставок и наносят значительный ущерб национальным экономикам. Даже единый рынок ЕС перестал функционировать. Закрылись не только внешние границы ЕС — вернулись внутренние. Происходит передел рынков и сфер влияния. Растет социальная напряженность. В условиях турбулентности мировой экономики и растущей неопределенности на первый план выходит задача сохранения стабильности в нашей стране.

Неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и замедление экономического роста в странах — основных торговых партнерах Беларуси на фоне мировой эпидемиологической ситуации обусловливают следующие риски для экономики нашей страны:

♦ риски потери традиционных рынков сбыта, нарушение кооперационных связей, сокращение внешней торговли, что влечет снижение ВВП и существенно осложняет возможность восстановления функционирования экономики после кризиса;

♦ риски сокращения экспорта и ухудшения финансового состояния организаций реального сектора и сферы услуг, роста количества предприятий, требующих государственной поддержки; 

♦ риски перехода стратегически важных предприятий и объектов инфраструктуры под контроль иностранных и международных корпораций;

♦ риски сокращения поступлений в бюджет и внебюджетные фонды страны, снижения возможности государства финансировать расходы, в том числе на здравоохранение и поддержку занятости;

♦ риски дестабилизации финансовой и денежно-кредитной системы страны по причине обострения финансовых дисбалансов и высокой волатильности на глобальных валютных и фондовых рынках;

♦ риски сокращения рабочих мест и снижения доходов населения.

Вот задачи, которые ждут своего решения. Вот проблемы, которые требуют креативного подхода. Вот направления, требующие решительных и продуманных действий. 

Подводя итог, необходимо отметить, что выстроенная за 26 лет независимая сбалансированная социально-экономическая политика, которая последовательно реализуется нашим государством, в условиях жесточайшего международного давления и ограниченности собственных природных ресурсов является важнейшим достижением нашей страны. Наука и практика, логика и элементарный здравый смысл подсказывают, что нам во что бы то ни стало необходимо сохранить базовые принципы выбранной экономической модели, последовательно совершенствуя институциональный и организационно-экономический механизм ее реализации.

Руководствуясь здравым смыслом и национальными интересами, не разрушая, а улучшая, продолжать строить привлекательную страну для себя и своих детей. Вместе отстаивать курс за сильную, стабильную, мирную и процветающую Беларусь. Именно такой образ стал визитной карточкой Беларуси во всем мире. Именно такой мы любим свою страну. Именно такой мы хотим ее сохранить для будущих поколений. 

Владимир Гусаков, председатель президиума Национальной академии наук Беларуси. 

Василий Гурский, директор Института экономики Национальной академии наук Беларуси.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter