Юбиляр недели режиссер Андрей Кончаловский рассматривает все проблемы человечества через историческую призму

Разрушитель иллюзий

Подобно Владимиру Набокову в литературе, писавшему романы на русском и английском языках, юбиляр этой недели кинорежиссер и сценарист Андрей Кончаловский, которому 20 августа исполнится 85, столь же успешно освоил две модели кинематографа — советскую и западную. Была и третья — постсоветская, вобравшая в себя черты обеих. Но в любых реалиях он старается оставаться большим художником с собственным почерком.

roomidea.ru

Кино перевесило

Детство режиссера прошло в семейном «поместье» Михалковых на Николиной Горе, в ближнем Подмосковье. О нем он подробно рассказал в своих книгах «Низкие истины» и «Возвышающий обман». Родители будущего режиссера — писатель Сергей Михалков и поэтесса и переводчица Наталья Кончаловская — сулили ему серьезную музыкальную карьеру. Андрон (так называл его в детстве дедушка и он сам в начале творческой карьеры) сначала учился в Центральной музыкальной школе по классу фортепиано, затем в Музыкальном училище при Московской консерватории и в самой консерватории, но не окончил ее. В 1964 году получил диплом ВГИКа (режиссерский факультет, мастерская Михаила Ромма).

Задачи ставили фантастические. Чего стоит написанный Андреем Кончаловским и Андреем Тарковским сценарий «Андрея Рублева»!

«Первый учитель».

Фестивальный любимец

Как режиссер Кончаловский дебютировал в 1965 году фильмом «Первый учитель» по повести Чингиза Айтматова. В главной роли он снял молодую балерину Наталию Аринбасарову, на которой потом женился. Она же сыграла главную героиню в картине 1969 года режиссера Мажита Бегалина «Песнь о Маншук» по сценарию Андрея Кончаловского. Родившийся в этом браке Егор Кончаловский стал успешным кинорежиссером и продюсером.

Фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», где большинство ролей исполнили жители села Кадницы Горьковской области, Кончаловский снял в 1967-м, но на широкий экран картина вышла лишь 20 лет спустя.

«Романс о влюбленных».
В 1969 году режиссер обратился к неисчерпаемому источнику вдохновения — русской классике. Он взялся за экранизацию «Дворянского гнезда» Ивана Сергеевича Тургенева. Следующей стала картина «Дядя Ваня» по одноименной пьесе его любимого Антона Павловича Чехова. На съемочной площадке Кончаловский работал с настоящими тяжеловесами — Сергеем Бондарчуком и Иннокентием Смоктуновским. Эта лента была удостоена приза «Серебряная раковина» Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне.

Международное признание принес Кончаловскому и вышедший на экраны в 1974 году фильм «Романс о влюбленных». Сценарий написал работавший какое-то время на «Беларусьфильме» Евгений Григорьев, песни — Александр Градский. Картина завоевала Гран-при кинофестиваля в Карловых Варах. Еще один главный приз был присужден режиссеру в 1979-м на Каннском кинофестивале за четырехсерийную мелодраму «Сибириада». Параллельно свою киновселенную выстраивал младший брат — Никита Михалков.

Театр — это другое

С 1987 года Кончаловский много и плодотворно работает также в театре — как в России, так и за рубежом. В Театре имени Моссовета с большим успехом идет его трилогия по чеховским пьесам «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад». В 2016-м состоялась премьера рок-оперы Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» в Московском театре мюзикла.

В 2019 году в концертном зале «Минск» состоялся творческий вечер Андрея Кончаловского. Накануне в эксклюзивном интервью «Народной газете» он отмечал, что сравнивать кино и театр очень наивно, они отличаются друг от друга: «Театр — непрерывное действие, там единство места, времени и действия, а кино — это противоположность. Это разные виды искусства. Все равно что сравнивать балет и оперу».

«Сибириада».

На голливудских холмах

Со стороны казалось, что Кончаловский вполне тянет на баловня судьбы. Тем не менее в 1980 году он уехал покорять Голливуд. Снял там несколько разножанровых картин: блокбастер «Танго и Кэш», фильм-катастрофу «Поезд-беглец», камерные драмы «Возлюбленные Марии», «Стыдливые люди», «Гомер и Эдди», «Дуэт для солиста». В его картинах снимались звезды первой величины: Сильвестр Сталлоне, Курт Рассел, Настасья Кински, Вупи Голдберг, Макс фон Сюдов.

В начале 1990-х режиссер вернулся на родину, снял политическую драму о сталинском времени «Ближний круг». А еще воскресил свою Асю Клячину в трагикомедии «Курочка Ряба». Правда, прежняя исполнительница этой роли Ия Саввина играть в продолжении фильма отказалась, ее заменила Инна Чурикова.

«Танго и Кэш».

В окружении львов

В 1997 году Андрей Кончаловский снял мини-сериал «Одиссея» по мотивам историко-приключенческих сюжетов Гомера с Армандом Ассанте в главной роли.

В 2003 году режиссер воплотил на экране популярную пьесу американского писателя Джеймса Голдмана «Лев зимой». В 2005-м основал Продюсерский центр Андрея Кончаловского. Картины нового тысячелетия «Дом дураков», «Глянец», «Щелкунчик и Крысиный Король», «Грех», «Дорогие товарищи!» тоже нашли своих почитателей. А «Белые ночи почтальона Тряпицына» и «Рай» удостоились «Серебряных львов» Венецианского кинофестиваля.

НЕ ПРОПУСТИТЕ!

Марафон программ о мастере в четверг открыл телеканал «Культура» проектом «Academia. Андрей Кончаловский. От «Черного квадрата» к черной дыре». Сегодня продолжение лекции. Также сегодня дважды покажут ранний шедевр режиссера «Дворянское гнездо» (12:10 и 21:50) и творческий вечер в Концертном зале имени П. И. Чайковского «Россия в моем кино» (20:35). А в день рождения Андрея Сергеевича увидим выпуск программы «Белая студия» (20:35) и драму «Дядя Ваня» (21:50). Повтор фильма — в воскресенье (8:10). На телеканале ОНТ в субботу — премьера документального фильма «Андрей Кончаловский. Разрушитель иллюзий» (14:55), а в воскресенье этот же телеканал покажет «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (7:10).

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter