Разрешить нельзя запретить

Согласования пересчитают и “почистят” Исчерпывающий перечень всех действующих в стране разрешительных процедур лишит чиновников на местном и ведомственном уровне права создавать лишние преграды на пути развития малого и среднего бизнеса. Ведь не секрет, что лабиринты всевозможных согласований порождают коррупцию, препятствуют созданию новых рабочих мест, из-за этого бюджет недополучает значительные суммы. Разобраться в этой ситуации призвана рабочая группа, созданная под руководством вице-премьера Андрея Кобякова по поручению премьер-министра Сергея Сидорского. Основные усилия будут направлены на выполнение Директивы N 2 Президента Республики Беларусь.

Чем проще, тем лучше
— Я думаю, что механизм упрощения будет близок к тому, что в свое время делалось в сфере лицензирования. Созданная рабочая группа станет отбирать те сферы правоотношений, в которых в первую очередь должны произойти изменения, — рассказал “НГ” директор департамента по предпринимательству Министерства экономики Беларуси Александр ЛИХАЧЕВСКИЙ.
Самое пристальное внимание, по его мнению, необходимо обратить на работу МЧС, органов гигиены и эпидемиологии, проектных и строительных организаций. “Через эти структуры проходят практически все предприниматели, и это у представителей малого и среднего бизнеса отнимает много времени, — пояснил собеседник. — Вторым же эшелоном пойдет упрощение в других, не менее важных областях”.
Могилевский алгоритм
В сфере деятельности предпринимательства существует более тысячи различных согласительных и разрешительных процедур. Точно подсчитать их сегодня и выстроить в логические цепочки почти невозможно, считает старший советник по экономическим вопросам Международной финансовой корпорации в Беларуси Ольга ГОДУНОВА.
Совместно с МФК в Могилевской области запущен пилотный проект, посвященный данной проблематике. Благодаря заинтересованности местного областного и Могилевского городского исполкомов удалось устранить некоторые лишние звенья, разработан алгоритм прохождения согласовательных процедур для желающих открыть магазин розничной торговли или объект быстрого питания, оказания бытовых услуг, предприятие по производству продуктов питания.
Благодаря таким действиям, по подсчетам специалистов, человеку, решившему открыть свое дело, теперь придется обойти на 10 процентов меньше кабинетов, сократить на три месяца процесс сбора всевозможных бумаг.
Проект принес хорошие плоды, признал начальник управления предпринимательства Могилевского облисполкома Виктор КРАСОВСКИЙ. Но нужно делать еще больше, чтобы в будущем году бизнес-климат значительно улучшился.
“Одно окно” по-украински
Каждому второму руководителю предприятия малого и среднего бизнеса в Беларуси, по исследованиям МФК, ежегодно приходится в среднем получать 6 разрешений, на каждое их которых тратится почти 80 дней. В результате только в сфере торговли и общественного питания за год не было создано 6 тысяч новых рабочих мест, бюджет недополучил около 20 миллионов долларов.
В Украине также были похожие проблемы, рассказал “НГ” директор департамента Министерства экономики этой страны Владимир ЖОВТУХА. Но в начале 2006 года принят новый закон, в котором зафиксирован исчерпывающий перечень действующих разрешительных процедур, местным властям и ведомствам запрещено принимать свои решения по этому поводу. Кроме того, введено понятие администратора — что-то вроде нашего “одного окна”. Эти люди уполномочены вместо предпринимателей получать все необходимые разрешения.
Полностью решить проблему не удалось, признался Владимир ЖОВТУХА, на сто процентов закон еще не заработал. Однако с момента вступления его в силу, то есть за неполный год, администраторы получили для предпринимателей 140 тысяч разрешений, провели порядка 100 тысяч консультаций. В итоге затраты времени бизнесменов на хождение по кабинетам сократились в три раза.
Молчание — знак согласия?
Похожий закон стоило бы принять и у нас, считает советник по правовым вопросам МФК заслуженный юрист Беларуси Валерий ФАДЕЕВ. При этом нужно сразу же определиться, что дополнения в перечень разрешений могут вноситься только юридическим документом, имеющим статус закона или выше. Это лишит ведомства и местные власти возможности “плодить” собственные согласования.
Обязательно в законе следует дать четкое определение, что считается разрешением. “Нередко приходилось сталкиваться с тем, что чиновники отпираются, говорят: это не разрешение, а просто моя виза”, — пояснил он.
Можно пойти и дальше. В странах Евросоюза, например, действует норма “молчаливого согласия”. Если уполномоченный орган не дает предпринимателю ответ в отведенный конкретный срок, то его прошение автоматически признается одобренным.
Такой подход очень необходим, в частности, для предприятий, которые занимаются деятельностью в сфере информационных технологий. “Я знаю случай, когда фирма разработала инновационное программное обеспечение, — рассказал председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир КАРЯГИН. — Этот продукт отправили на тестирование в некий госорган. Там протянули более года. За это время программное обеспечение устарело”.
Меньше подписей — меньше коррупции
— Снять, разрушить все барьеры невозможно, так как государство все равно обязано регулировать эту сферу, — заявил председатель Белорусского союза предпринимателей Александр ПОТУПА. — Но минимизировать, оптимизировать их вполне реально.
Лишние барьеры — это не только дополнительные затраты для предпринимателей, но и предпосылки для коррупции. Чем раньше мы разберемся с этим, тем лучше будет и для малого бизнеса, и для государства в целом.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter