Беларуси нужны прорывные технологии, которые могли бы стать ключом к международной научной инфраструктуре

Разработки на обмен

Международную научно-практическую конференцию «Система «наука — технологии — инновации»: методология, опыт, перспективы» Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси традиционно проводит в сентябре. На мероприятии представлены наука и исследовательские круги в самом широком спектре. Чем и интересно это мероприятие: позволяет взглянуть не только на отечественную науку, но и на наших партнеров в широком разрезе. И в этом году на конференции обсуждали разнообразные научные вопросы в области микроэлектроники, микробиологии, экономики, сельскохозяйственного машиностроения… Но всю инновационную тематику объединяет сегодня один трек: достижение технологической независимости и преодоление проблем, связанных с рестрикциями.


Это только в фантастических романах да иных международных декларациях (которые уже сильно на эти романы смахивают) прописано, что наука — вне политики. На практике, по крайней мере западной, оказалось, что политика влияет и на область знаний. И очень значительно. Инновационная сфера сегодня не меньше, а, возможно, даже больше, чем остальные отрасли, ощущает давление западных политиков. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Драйвером развития всегда и везде являлись новые технологии. Это почти аксиома. Коллективный Запад уже не скрывает: его ключевая цель — сдерживание. Всех потенциальных конкурентов, независимо от национальной принадлежности, географического расположения, структуры и размера экономики… Учитывая назревающую рецессию в Европе и такую же угрозу в США на фоне повышения ФРС учетной ставки, для Вашингтона и Брюсселя сегодня конкурентом является любой регион, который продолжает развиваться.

Словом, интернациональный характер науки закончился. Исходя из этого, как считают эксперты, логично оперативно пересматривать национальные и региональные стратегии научно-технического развития. Слишком изменились внешние условия. «Раньше мы ориентировались на интеграцию в мировое научно-техническое пространство, — объясняет руководитель направления «Экономическая политика» Института экономики Российской академии наук Елена Ленчук. — Сейчас принципиально стоят вопросы локализации». Она также добавила: необходим качественный прогноз научно-технического развития, который бы учитывал по максимуму риски и ориентировался на сценарные подходы.

Естественно, огромное значение сейчас приобретает кооперация. Как в рамках Союзного государства, так и в рамках ЕАЭС, а также других международных интеграционных объединений, которые вопреки западной политике продолжают обмен научной информацией. И действовать нужно быстро, стремительно. Ибо стал ребром вопрос технологической независимости. Увы, и белорусская, и российская экономика сильно зависят от западных технологий. По некоторым оценкам, приблизительно на треть. Но в отдельных ключевых отраслях (микроэлектроника, машиностроение и др.) иностранная составляющая занимает 50—70 процентов, а по некоторым сегментам даже 80—90. Собственно говоря, есть два пути вырваться из этого положения: замещать импорт своими разработками и развивать сотрудничество с другими развитыми странами, которые не ориентируются на санкционную политику. Слава богу, таких государств сегодня большинство. И некоторые из них занимают далеко не последнее место в мировом инновационном процессе. Но не стоит питать иллюзий: технологическая независимость потребует усилий. И даже жертв (в переносном смысле этого слова).

Российские эксперты на конференции отмечали: у них в стране за последние два десятка лет немало приложили финансовых ресурсов и усилий, чтобы перейти на инновационные рельсы развития. Но принципиально уйти от сырьевой модели экономики так и не смогли. Такова уж человеческая психология: идти по пути наименьшего сопротивления. А до поры до времени при наличии ресурсов самым надежным и простым было купить у мировых лидеров и технологическое, и лабораторное оборудование, и научные разработки. Чем, собственно говоря, и пользовались. В силу несколько других масштабов и маржинальности Беларусь была меньше избалована массовой закупкой иностранных решений. Все-таки в немалой степени ориентировались и на свои разработки. Тем не менее ориентация на сотрудничество с внешними компаниями (иногда в ущерб отечественным) наблюдалась. Надо отметить, что ряд вопросов можно закрыть уже существующими разработками. Они есть, но на них не всегда обращали внимание. Но есть и принципиально непростые проблемы. И многие из них как раз лежат в сфере обеспечения жизнеспособности научной и инновационной отраслей.

Елена Ленчук признает: Запад уже пытается отрезать ученых от информации, публикуемой в международных научных изданиях, перекрывает поставки реактивов и материалов. К сожалению, как считает ведущий научный сотрудник лаборатории молекулярной диагностики и биотехнологии Института биоорганической химии НАН Беларуси Андрей Гилеп, ряд проблем параллельным или другим видом импорта не решить. По крайней мере в части поставок аналитического оборудования, специализированного программного обеспечения. «Такое оборудование работоспособно и представляет ценность только тогда, когда оно в онлайн-режиме подключено к базам данных, которые находятся у производителя», — объясняет эксперт. По его словам, по ряду позиций Индия, Китай заместить европейских и американских производителей пока не могут. И каким образом решать эту проблему?

Один из реальных способов предложил директор Центра системного анализа и стратегических исследований Валерий Гончаров. Очевидно, что полный спектр технологий и научных разработок ни Беларусь, ни Россия заместить не в состоянии, и даже совместными усилиями государств ЕАЭС. По мнению Валерия Гончарова, целесообразно сконцентрироваться на перспективных, стратегических разработках, которые являлись бы прорывными на мировом уровне. Чтобы наша страна обладала определенными знаниями и компетенциями хотя бы по некоторым направлениям, за которые бы дрались другие страны. И в этом случае у нас была бы сильная переговорная позиция в части восстановления сотрудничества в принципиальных для нас вопросах.

Правда, для этого необходимо ликвидировать краеугольный недостаток нашей науки — отток кадров. Увы, он постепенно, но происходит. Количество исследователей в стране сокращается. Люди как уходят в другие сферы деятельности, так и уезжают за рубеж. Нельзя сказать, чтобы тренд носил лавинный характер, но проблема, как говорится, системная. И нельзя не обращать на нее внимание. Однозначно необходимо пересматривать способ стимулов и мотиваций исследователей. И материальный, и моральный. Нужно создавать такую конфигурацию, когда эффективный ученый будет если не безмерно богатым, то очень состоятельным. В конце концов, наука является одним из ключевых двигателей и технологического прогресса, и экономики в целом. И такой труд должен быть соответственно вознаграждаем. Тем более что конкуренция за исследователей обостряется в глобальном масштабе. Сложно сказать, как сложится ситуация с занятостью в мире, но создатели инноваций в дефиците будут всегда.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter