Тренер Александр Веденин — о перспективах белорусского фигурного катания

Разогнаться, чтобы прыгнуть

Минск живет фигурным катанием. Прямо сейчас на “Минск-Арене” проходит чемпионат страны, а в январе белорусская столица впервые примет чемпионат Европы. Подготовка к этому событию идет полным ходом. Причем спортсмены успевают не только оттачивать пируэты на льду, но и удивлять болельщиков интересными способами напомнить о приближении турнира. Внимательные интернет-пользователи уже наверняка обратили внимание на появившийся на днях фотопроект “Живи и катайся”, в котором Белорусская федерация фигурного катания представила спортсменов в необычной обстановке. Нестандартные шаги применяются и в тренировочном процессе. Одним из них стало приглашение для работы с белорусской сборной известного российского тренера Александра Веденина.

Фото Марии Кождан из проекта “Живи и катайся”. Автор и организатор проекта Наталья Алёхина

В  1970-х Александр Веденин стал одним из тех, кто закладывал фундамент знаменитой советской школы фигурного катания. А теперь, вполне возможно, будет помогать поднимать белорусское. Известный российский тренер, долгое время живший в США, уже провел несколько семинаров и мастер-классов для наших специалистов.

— Я и сейчас живу в Америке, но при этом провожу много мероприятий по программе Международного союза конькобежцев: сборы, семинары. Вел программу развития фигурного катания в Финляндии, потом в Швеции. В каждой из стран программа работала по 10 лет и приносила ощутимые результаты. Не так давно со мной связались представители Беларуси и предложили сотрудничать. Я считаю, что развитие вида спорта как раз и начинается с таких вот тренерских сборов. Тем более что у меня за долгие годы работы в фигурном катании накопился определенный опыт и система упражнений.


— Наша лучшая пара фигуристов, с которыми связывают основные надежды и на домашнем чемпионате Европы, — Анна Кубликова и Юрий Гулицкий — тренируются в Москве. Это нормально?

— В Беларуси фигуристы всегда будут уезжать тренироваться в Россию. Как только спортсмен достигает определенного уровня, он начинает хотеть готовиться в сильной группе у одного из ведущих тренеров мира. Но это не проблема. Куда важнее создать здесь такую группу, в которой тренеры могли бы работать в одном ключе и ради общего результата. Насколько я понял, в Беларуси до сих пор тренеры не имели возможности просто собраться и поработать вместе. Каждый тренировался со своими группами в разных городах. А как выстраивать систему без общения?

— Фигурное катание — индивидуальный вид спорта, и в нем во все времена была конкуренция между тренерами и их группами.

— Конкуренция была и будет. Не нужно этого бояться. Когда я начинал программу развития в СССР, тренеры, даже собираясь вместе, принципиально не говорили о фигурном катании. Потом мы начали обсуждать соревнования, мировые тенденции, разницу между точками зрения. И оказалось, что в этих дискуссиях возникали очень эффективные идеи, которые тем не менее не заставляли тренеров раскрывать свои карты. Почему до сих пор так не происходило в Беларуси?

— Вам не кажется, что для роста результатов в Беларуси изначально не хватает конкурентной среды и достаточного количества фигуристов? Проще привезти спортсмена из России.

— Из России можно привезти спортсмена, но при условии, что на его примере будут подтягивать здешних ребят. Даже Сергей Давыдов тренировался в Москве у Елены Чайковской, хотя на его примере можно было подтянуть остальных ребят. Если бы Чайковская приезжала проводить сборы в Минске, это был бы отличный стимул для белорусских спортсменов!

— Чемпионат Европы в Минске может стать таким стимулом?

— В России сегодня у фигурного катания очень высокая популярность, но, что интересно, не из-за результатов на Олимпиадах, а из-за ледовых шоу Ильи Авербуха. “Ледниковый период” поднял этот вид спорта на немыслимые высоты. Мои друзья решили открыть частную школу. Построили каток, разработали проект привлечения детей, но внедрить его не успели. Начался “Ледниковый период”, и в школу разом пришло около тысячи детей. На лед стало не пробиться.

— Вы видели наших лучших фигуристов? На что они могут рассчитывать?

— Для таких прогнозов нужно время, пока же мы начали работу с отработки элементарных, базовых упражнений, которые должны уметь делать все дети. Причем в определенной последовательности. Нельзя делать пятое упражнение, не выполнив предыдущие четыре, при этом в большинстве стран поступают именно так.

— Почему?

— Из-за родителей. Они приходят и спрашивают: почему мой ребенок не прыгает? Тренер начинает “прыгать”. Ребенок может даже что-то выиграть, но на этом весь прогресс и закончится. В итоге их списывают как неперспективных. На смену привозят из-за границы. И потом, обсуждение минского чемпионата Европы нужно начать не с разговора о перспективах белорусских лидеров, а с вопроса, готова ли система фигурного катания в стране к всплеску интереса, который неминуемо последует за этим турниром. В Беларуси построили огромное количество катков, и это здорово. Но на большинстве из них некому работать. Если не начать с фундамента, все усилия будут потрачены впустую.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter