Разные вечности

Говорят, что на фоне вечности мгновения смотрятся особенно привлекательно...

Говорят, что на фоне вечности мгновения смотрятся особенно привлекательно. Еще говорят, что ничто не вечно. «А как же мудрость?» — спрошу в ответ, а потом полистаю старые подшивки и озадачусь еще больше. Из года в год, из месяца в месяц советские газеты писали об улучшении работы торговли, службы быта и общепита. Эта проблема уже сама стала вечностью, а до ее окончательного решения обществу еще шагать и шагать.


Все, что видим мы, — видимость только одна.

Далеко от поверхности мира до дна.

Полагай несущественным явное в мире,

Ибо тайная сущность вещей — не видна.


Гиясаддин Абу–ль–Фатх Омар ибн Ибрахим аль–Хайям Нишапури, которого каждый просвещенный человек знает как Омара Хайяма, — великолепная иллюстрация вечности бытия. Уж десяток веков минул со дня его смерти, а люди ищут и находят в его рубаи ответы на самые сложные загадки мироздания. Начитавшись про службу быта и мелкий частик, я тоже кое–что поискал у Хайяма.


«Совет Народных Комиссаров БССР принял решение об улучшении работы торгующих организаций в городе Минске. Намечено восстановить и построить 25 продовольственных и промтоварных магазинов, 59 ларьков для продажи прохладительных напитков. Решено организовать в Минске шесть образцовых магазинов и четыре столовые. В текущем году решено восстановить Универмаг на углу Советской и Комсомольской. Для лучшего обеспечения детей фронтовиков создается детская столовая на 500 человек. Для подготовки кадров торговых работников будет создана школа–столовая и 5 школ–магазинов. В городских садах отдыха откроются два кафе «Лето» («Об улучшении работы торгующих организаций в городе Минске», 1.06.1945).


То, что Бог нам однажды отмерил, друзья,

Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.

Постараемся с толком истратить наличность,

На чужое не зарясь, взаймы не прося.


Омар Хайям был не только поэтом, а еще и математиком, философом, астрономом, врачом. В алгебре он построил классификацию кубических уравнений. В геометрии истолковал трудные положения Евклида. С арабского на фарси он переводил труды Авиценны, но подлинное бессмертие Хайяму принес составленный им солнечный календарь. Его до сих пор берут за основу в Иране и Афганистане. Он называется «Джалали» (по имени правившего во времена Хайяма султана Джалала ад–Дина Малик–шаха) и по всем оценкам с чисто астрономической точки зрения точнее, чем юлианский и даже григорианский календарь. Вместо цикла «1 високосный на 4 года» (юлианский календарь) или «97 високосных на 400 лет» (григорианский календарь) Хайямом принято было соотношение «8 високосных на 33 года», и если вам любопытно, я сообщу, что сейчас в Иране идет 1391 год солнечной хиджры (персы ведут летосчисление с переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в традиционном для нас 622 году).


«Настало время во весь голос заговорить о культуре обслуживания в столовых, о качестве приготовления пищи. С подъемом сельскохозяйственного производства у нас становится все больше продуктов, возможности непрерывно растут, и нельзя допустить, чтобы из–за халатности и неповоротливости отдельных работников в столовых оставался узкий ассортимент и низкое качество пищи... Много нареканий вызывает работа ряда предприятий общественного питания города Могилева. В столовой по Ленинской улице блюда готовят плохо, подают их подчас в грязной посуде, на столах не всегда есть соль и горчица. Хлеб здесь кладут на мокрую тарелку. Казалось бы, мелочь? А ведь она портит настроение. Кому приятно есть размоченный хлеб! А вот другая могилевская столовая, размещенная в Доме Советов. И здесь пища не вызывает аппетита, но портит его. Блюда готовят без приправ... Не соблюдаются элементарные гигиенические правила, горчицу каждый посетитель вынужден брать своей вилкой» («Готовить пищу вкусную и дешевую», 6.06.1957).


Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.


Истории известно, что своим приближением к султану Омар Хайям обязан покровительству визиря Низам ал–Мулка. Это он в 1074 году позвал ученого из Бухары в Исфахан и способствовал назначению руководителем дворцовой обсерватории. Почти два десятка лет Хайям верой и правдой служил Малик–шаху, но однажды с гор спустились «хашишины» и в сельджукском государстве многое переменилось. «Хашишины» не случайно вошли в европейские языки как «ассасины» — «убийцы». Таинственны и страшны рассказы о жизни Исфахана во время, когда развернули свою деятельность хашишины с их тактикой мистификации, перевоплощений, ловушек и тайных убийств. Низам ал–Мулк был зарезан, а Малик–шах тайно отравлен. Страх перед тайными убийствами, наводнившими город, порождал подозрения, доносы и расправы. Как мудрый человек, Омар Хайям счел за благо не вмешиваться в интриги и оставить двор.


«В целях дальнейшего улучшения бытового обслуживания населения республики Верховный Совет Белорусской ССР постановляет:


...Резко повысить обеспеченность населения тканями, одеждой, обувью, мебелью и другими товарами и продуктами народного потребления с тем, чтобы в ближайшее время в достатке удовлетворить потребность населения в этих товарах.


...Поручить Совету Министров рассмотреть и решить вопросы... о специализации одного из заводов республики на производство банно–прачечного и парикмахерского оборудования.


...Поручить исполкомам областных Советов депутатов трудящихся, Министерству торговли БССР и Белкоопсоюзу значительно расширить в 1958 — 1959 гг. сеть прокатных пунктов и магазинов по выдаче населению напрокат предметов домашнего обихода (пылесосов, стиральных машин, электрополотеров, холодильников, швейных машин, музыкальных инструментов, спортивного инвентаря и других предметов культурно–бытового назначения).


...Обязать Белпромсовет открыть в 1958 — 1960 гг. в Минске, во всех областных центрах, а также в г.г. Бобруйске, Барановичах, Орше и Полоцке профилактории по обслуживанию автомобилей и мотоциклов индивидуальных владельцев» (Постановление Верховного Совета Белорусской ССР «О состоянии и мерах по улучшению бытового обслуживания населения», 29.06.1958).


Многие и сегодня спорят, был Омар Хайям истинным мусульманином или же под влиянием множества знаний превратился в вероотступника? Известно, что одно время столкновения с духовенством приняли столь опасный для ученого характер, что он вынужден был, в уже немолодые годы, совершить долгий и трудный путь паломничества в Мекку. Источники так и пишут: «Чтобы сохранить глаза, уши и голову, шейх Омар Хайям предпринял хадж».


Меняем реки, страны, города...

Иные двери... Новые года...

А никуда нам от себя не деться,

А если деться — только в никуда.


«В прошлом году во многих магазинах республики появились новые консервы — рыбоовощные. Они приготовлены из мелкого частика с овощным гарниром в томатном соусе. Новые консервы полюбились покупателям, и их довольно быстро разобрали. Лаборатория технологии, механизации и экономики Белорусского научно–исследовательского института рыбного хозяйства в содружестве со специалистами из Управления рыбной промышленности Совнархоза БССР разработала технологию приготовления еще двух видов консервов — мелкого частика с овощным гарниром в маринадной заливке и рыбоовощной солянки» («Выгоды налицо, но...», 7.06.1964).


Даже самые светлые в мире умы

Не смогли разогнать окружающей тьмы.

Рассказали нам несколько сказочек на ночь

И отправились, мудрые, спать, как и мы.


Точной даты смерти величайшего человека Востока не существует. В иранском городе Нишапур есть гробница Омара Хайяма, в Ашгабате есть ему памятник, но лучшим памятником великому поэту стали донесенные до нас его рубаи. Четверостишия, которые он писал мимоходом, принято называть одним из удивительных явлений в истории всего человечества. Маленькая книжечка стихов, в которых по восточному обычаю рифмовались первая, вторая и четвертая или все четыре строфы, вот уже много веков переходит из рук в руки, из дома в дом, из страны в страну. Она будоражит мысли, заставляет размышлять и спорить — о мире, о жизни, о счастье, о вечности и вечностях.


Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?

В чем нашей жизни смысл? Он нам непостижим.

Как много чистых душ под колесом лазурным

Сгорает в пепел, в прах, а где, скажите, дым?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter