Разность потенциалов

Сколько и каких специалистов потребуется стране в 2015 году?
Сколько и каких специалистов потребуется стране в 2015 году?

Выбор специальности — точка, в которой пересекаются жизненные запросы человека и принципиально важные интересы государства. С одной стороны — стремление реализовать себя в наиболее привлекательной сфере на наиболее выгодных условиях, с другой — жесткие рамки потребностей экономики, науки, социальной сферы. Это при том, что общество постоянно нуждается в профессионалах все нового профиля. Возможен ли тут компромисс? Какие специалисты нужны стране сегодня и потребуются в перспективе? Как исходя из этого «настроить» систему профориентации, подготовки и переподготовки кадров? Эти вопросы стали главными в ходе дискуссии, состоявшейся в «СБ». В ней приняли участие Юрий МИКСЮК, начальник управления высшего и среднего специального образования Министерства образования; Светлана ШЕВЧЕНКО, заместитель директора НИИ труда Минтруда и соцзащиты; Михаил АРТЮХИН, руководитель центра мониторинга научных кадров Института социологии НАН Беларуси; Василий ТЫМАНОВИЧ, начальник управления кадров Минского тракторного завода; Эдуард ЗБОРОВСКИЙ, заведующий кафедрой социальной работы Государственного института управления и социальных технологий БГУ; Валентин ЛОПАН, преподаватель Высшей школы рекламы Академии последипломного образования; Игорь ФРОЛОВ, секретарь первичной организации БРСМ БГУИР; Зоя ЮЖИК, начальник управления кадровой политики Министерства образования. Итоги подвел заместитель начальника управления непроизводственных отраслей Министерства экономики (на момент проведения «конференц–зала») Евгений ЛУГОВОЙ.

«СБ»: Проблему, которую мы вынесли на обсуждение, подсказали читатели. Вот строки из письма: «Через 20 лет после выпуска из всей группы техников–архитекторов по специальности работает лишь один человек». В чем причина подобных явлений?

С.Шевченко: Несомненно, должна быть координация между министерствами, которые регулируют процессы подготовки кадров и их занятости. Сегодня серьезные проблемы с трудоустройством испытывают, например, юристы, бухгалтеры, педагоги, делопроизводители, техники–технологи. А массовая подготовка их продолжается. Вместе с тем однозначно имеет место дефицит на рынке труда. В сельском хозяйстве существуют очень серьезные кадровые проблемы. Предприятиям необходимы управленцы среднего звена — мастера, начальники участков и цехов. Не хватает врачей, инженеров–программистов. Для устранения перекосов и нужна координирующая деятельность министерств образования, экономики, труда и соцзащиты. Конечно, следовало бы создать банк данных о том, какие и где специалисты нужны будут в перспективе, но это слишком трудоемко и потребует много времени. Можно прогнозировать изменение занятости. Те отрасли, которые последние десятилетия интенсивно теряли кадры, рано или поздно будут вынуждены восполнить образовавшийся вакуум. В промышленно развитых странах в качестве ориентира используют динамику заработной платы. Отрасли, где она интенсивно прирастает, находятся на подъеме. Там и востребованность кадров больше.

«СБ»: А как видится проблема с другой стороны?

Ю.Миксюк: Вопрос прогнозирования и структуры подготовки кадров достаточно сложный и важный. С одной стороны, мы должны знать хотя бы приблизительно, сколько и каких нужно специалистов. С другой — речь идет о рациональном использовании бюджетных средств, выделяемых на образование. Третий вопрос — это трудоустройство выпускников.

Если говорить о прогнозе, то хотелось бы, чтобы он был научно обоснован. Мы анализируем трудоустройство, вышли на руководителей каждого вуза и ссуза, они прочувствовали и осознали проблему и тоже заинтересованы в том, чтобы владеть ситуацией, активно изучают конъюнктуру, работают с местной властью и предприятиями. Чтобы открыть какую–то специальность и определить тем самым перспективы вуза, его руководители вынуждены представить в министерство обоснование такой потребности, заявки от предприятий, подтверждающие, что действительно такие специалисты нужны. Только после этого рассматривается вопрос об их подготовке.

В последнее время мы очень тщательно работаем с руководителями учебных заведений по контрольным цифрам приема. Поскольку это вопрос рационального использования бюджетных средств, то вузы показывают нам, как идет трудоустройство выпускников по каждой специальности. Если не все находят работу, то мы анализируем в целом ситуацию по республике, в частности корректируем прием в вузы. В прошлом году сокращена подготовка специалистов за бюджетные средства по ряду специальностей педагогического, экономического, юридического профиля. При этом я бы хотел сразу отметить, что некоторый избыток всегда должен быть, поскольку потребность в кадрах постоянно колеблется и угадать ее достаточно сложно. Во всем мире система образования работает таким образом.

Мы работаем с учетом перспективы на 5 лет, в том числе по трудоустройству и потребности в специалистах. И только по результатам такого рассмотрения утверждаются контрольные цифры приема в вуз или ссуз, меняются структура подготовки и ее объемы. За 2004 год в 12 вузах уменьшен прием по 67 специальностям, в 10 вузах в то же время он увеличен по 25 специальностям. Открыта подготовка по 38 специальностям в 11 вузах, в первую очередь технического профиля, в чем экономика остро нуждается. Такой комплексный подход позволяет нам адекватно реагировать на ситуацию.

«СБ»: Рождение Института управления и социальных технологий БГУ — пример такой реакции?

Э.Зборовский: По названию института видно, на что он ориентирован. С одной стороны, это развитие управления в сфере бизнеса, с другой — социальных технологий с позиций защиты человека в новых рыночных условиях. Сегодня человек несет повышенную психоэмоциональную нагрузку, ему приходится осваивать все новую и новую информацию, конкурировать за наиболее выгодную работу, содержать семью. Поэтому во всем мире с развитием рыночных отношений развивается и система социальной защиты, которая является как бы промежуточным звеном между государством и человеком, своего рода демпфером. Белгосуниверситет готовит специалистов самого сложного профиля — для социомедико–психологической деятельности. Имеется в виду защита человека в медико–социальном и психологическом плане. Работать предстоит с очень сложным контингентом — инвалидами, сиротами, бывшими заключенными, алкоголиками и наркоманами. Это также переселенцы и беженцы, одинокие и пожилые, безработные, которые не могут решить свои проблемы без дополнительной помощи. Чтобы человек мог вернуться к активной жизни после травм, болезней, длительного перерыва в работе. Но не просто, как ставился вопрос раньше, куда–то вернуть к какой–то работе. Речь — о реабилитации личности. У нас высокий уровень образования, и мы должны дать ту работу, которую человек ищет в соответствии со своим интеллектуальным развитием. Ведь в год у нас около 55 тысяч граждан становятся инвалидами, из них 45 процентов — трудоспособного возраста. Сегодня на инвалидности около 480 тысяч человек, и эта цифра растет. Немало для 10–миллионной страны. У нас же пока продолжается старая традиция — пытаемся защитить человека только через пенсию. Поэтому система потребует перестройки и много кадров.

На наши специализации молодежь идет с удовольствием. Но кое–что нас не устраивает. Классификационный справочник должностей служащих недостаточно дифференцирует специалиста по социальной работе с высшим и средним специальным образованием. На практике нередко нашего выпускника путают с социальным работником, который вовсе не имеет специального образования, а оказывает простейшие услуги: окна помыть, продукты из магазина принести. Это многих отталкивает. Надо вводить адекватные должности, тогда и готовить специалистов можно будет более прицельно. Сегодня на предприятиях, например, таких должностей нет. Есть заместитель директора по социальной работе — это заслуженные люди, но не специалисты в нашей сфере. Недавно я был в Гомеле. В областном комитете по труду и соцзащите мне сообщили, что в центре соцзащиты все должности заняты, но в большинстве случаев непрофессионалами: инженерами, учителями, медсестрами. И население не может получить помощь той квалификации, которая сейчас возможна. Это требует комплексного решения вопросов подготовки, занятости и оплаты труда специалистов этого нового социально важного направления.

В.Лопан: Схожая ситуация в рекламе и во всем, что с ней связано. Лишь несколько лет назад была налажена подготовка соответствующих кадров в Высшей школе рекламы Академии последипломного образования, а в БГУ — специалистов по связям с общественностью. На заводах они нужны, но их некуда взять — не брать же инженерами по связям с общественностью или по рекламе. Нет таких профессий в классификаторе. Более того, оказывается, нет их и в системе образования. Как же тогда соблюсти все формальности и обеспечить молодому человеку перспективу карьерного роста? Хотя заместитель директора по связям с общественностью есть, но откуда к этой должности расти? Нужно что–то решать, поскольку в отделах кадров работают очень конкретно: их интересует, что в трудовой книжке записать. А человеку важно, чтобы профессиональный стаж нарабатывался.

С.Шевченко: В Министерство труда и соцзащиты от организаций регулярно поступают предложения по внесению в тарифно–квалификационные справочники и соответствующие классификаторы новых наименований профессий рабочих и должностей служащих. Это связано с внедрением современных технологий, появлением новых видов производственно–хозяйственной деятельности. Но пока действительно иногда готовятся специалисты, а рабочего места для них, с учетом их квалификации, формально нет. Например, вторая ступень высшего образования — магистратура. Какими должны быть должность и оплата работника, получившего второе высшее образование? Мы до сих пор из Министерства образования не получили запросов по этому поводу. Двухступенчатая система образования существует, а в тарифно–квалификационных характеристиках работников никак не фиксируется этот факт. Испытывая в связи с этим беспокойство, мы выходим с инициативой разрешить этот вопрос.

Ю.Миксюк: Возникает вопрос о том, по какой специальности ведется подготовка или переподготовка в системе высшего или среднего специального образования. Для этого она должна быть открыта в классификаторе. Тут больших проблем нет: заинтересованная организация обращается в наше министерство, обосновывает свое предложение, проводится экспертное совещание, чтобы решался сразу вопрос, где новый специалист будет работать, как называется занимаемая им должность. Каждый год мы вносим изменения в классификатор. Тут все зависит от потребности общества. Что касается специалистов второй ступени высшего образования, то вопрос здесь есть. Какие должности будут занимать люди, окончившие магистратуру? Думаю, это прояснится, как только мы внесем соответствующие изменения в проект закона о высшем образовании, который сейчас интенсивно обсуждается.

М.Артюхин: А ведь уже 2005–й. Страна переходит на инновационный путь развития, инновационная сфера достаточно бурно развивается, информационные технологии особенно, и кадры нужны новые и по качеству, и по специализации. Поэтому здесь не вдогонку надо стрелять, а на опережение. Важно, чтобы молодой человек не оказался разочарован в том, что он получил именно это образование, тем более что сейчас зачастую оно платное. Ведь иначе специалист начинает выбирать, в этой ли стране ему реализовать себя.

Хотел бы заметить, что пополнение научных кадров, которое идет из вузов, Академию наук не во всем удовлетворяет. Это показали опросы заведующих лабораториями, отделами. Выпускники вузов подготовлены по старинке — лекция, зачет, экзамен, а достаточных навыков научной деятельности, привязки к конкретному научному подразделению, целевой подготовки нет. Мы — страна небольшая, нам нужно не количество, а качество — штучный товар для конкретного научного направления. Это научная, управленческая элита, она должна быть под неусыпным вниманием органов госуправления, отвечающих за подготовку кадров для науки. И мы здесь во многом проигрываем, пример магистратуры в этом убеждает. В 2004 году в Академию наук пришло 214 выпускников вузов и среди них только один магистр из 600, получивших такой диплом. Если по определению магистр — это человек, подготовленный для научной деятельности, он уже этот выбор сделал, то где же эти кадры? Может, их вузовская наука поглотила, учебные кафедры? Но Минобразования готовит же и для науки кадры. Значит, система магистратур должна быть переориентирована.

Хочу привести еще один характерный пример. Когда проанализировали подготовку кандидатов наук за 10 лет, то оказалось, что педагогика вышла на первое место, хотя она не вносит особого вклада в развитие технологий. Дальше идут экономисты, которые в разы выросли. А такие специальности, как технические, фармацевтика, строительство, инновационный менеджмент, не растут. Вот к чему, в частности, приводит дисбаланс вузовской подготовки. Согласен, определенный избыток кадров должен быть, но без диспропорций. Потенциал, который у нас подготовлен, должен быть в стране востребован.

З.Южик: Магистрам как высококвалифицированным специалистам дается право выбора работы в первую очередь. Они предпочитают гимназии, лицеи, колледжи, вузы, планируя, как правило, дальнейшую учебу в аспирантуре. Немалое значение имеет и более высокая зарплата. К сожалению, ни в БГУ, ни в Белгоспедуниверситете, ни в Минском лингвистическом университете представители Академии наук ни разу не присутствовали на предварительном распределении. А ведь ребятам важно получить информацию из первых уст.

Что касается избытка педагогических кадров, это наблюдается среди учителей начальных классов, белорусского, русского языков. Все другие востребованы, тем более что подготовка осуществляется по сдвоенным специальностям: учитель начальных классов — иностранный язык, музыка и пение и так далее. Это дает возможность быстро заполнять вакансии. Кроме того, можно получить дополнительную специальность через систему переподготовки и повышения квалификации, заочное обучение. Так, кое–где немного не хватает физиков, математиков. Мы их выпускаем по потребности, но кто–то не доходит до места назначения.

Мы ежегодно корректируем планы приема в высшие и средние специальные учебные заведения. У нас определена перспективная потребность в кадрах до 2010 года. Учитывая последствия демографического спада и другие факторы, мы в 2004 году уменьшили прием на педагогические специальности более чем на 1.000 человек. И в дальнейшем предусматривается сокращение приема с учетом реальной потребности в кадрах.

«СБ»: А какой видится ситуация непосредственно на производстве? Какие специалисты нужны там сегодня и какие приходят?

В.Тыманович: В принципе, нынешняя система сотрудничества с Минобразования нас устраивает. Кузницей кадров для нас является БНТУ. В связи с тем, что к 2011 году мы должны выйти на выпуск 75 тысяч тракторов, а еще недавно делали 29 тысяч, нам нужно больше инженеров, техников разного профиля. Мы просчитали предварительную потребность в них с вузами, ссузами и ПТУ, управлением образования города, сделаны по каждому конкретному учреждению заявки и перспективные планы подготовки. Ежегодно они корректируются. Не было ни одного распределения в вузе без нашего участия. Это как Отче наш. Чтобы заполучить нужного специалиста, у нас работают 4 филиала учебных кафедр, которые ведут отобранного нами студента с 3–го курса до распределения. В результате ребята проходят практику только у нас, диплом пишут по реальной производственной тематике МТЗ. Молодой инженер приходит на завод, и период адаптации у него очень короткий.

Основная проблема — получить кадры среднего звена на должность мастера. Мы до этого года ориентировались на выпускников автомеханического и машиностроительного колледжей. Очень хорошие кадры. Но поскольку у нас уже нет должности «техник–технолог», они идут к нам высококвалифицированными рабочими. Значительная часть их поступает на вечернее или заочное отделения вузов — таких у нас 1.535 человек. По мере адаптации и роста опыта мы их назначаем мастером, а со 2 — 3–го курса инженером–технологом — в зависимости от способностей и склонностей. Нам не хватает специалистов со средним специальным образованием в таких переделах производства, как обработка металлов давлением, — машиностроительный колледж их подготовку закрыл. На исходе обучение специалистов литейного производства со средним техническим образованием. Если же взять конструкторов, технологов, то здесь проблемы мы не видим.

Ставка сделана на молодежь. Мы приняли в прошлом году 114 человек с высшим образованием и 151 со средним специальным. Для сравнения: в 2000 году соответственно 49 и 82. В этом году человек 140 с высшим образованием возьмем. На специалистов экономического и юридического профиля заявок не даем. Однажды подали на юриста — за месяц ко мне обратилось 124 человека, от молодого специалиста до доктора юридических наук.

«СБ»: Игорь, а вы и ваши молодые друзья будете востребованы в жизни так, как вам бы хотелось?

И.Фролов: У студентов, которые пришли получить хорошее образование с желанием стать профессионалами, проблем не будет. Такие везде нужны. На распределении хотелось бы, чтобы присутствовал представитель предприятия. Ведь только он может подробно рассказать об условиях труда. Наиболее успевающие студенты к диплому подходят, как правило, с гарантийным письмом с будущего места работы. Ведь старшекурсники в основном все подрабатывают. И как ни парадоксально, это именно успевающие студенты.

Наши выпускники находят применение и на государственных предприятиях, и на частных, как у нас в стране, так и за рубежом. Когда молодой человек обладает достаточным багажом знаний, он будет искать место с большим заработком. Для этого нужны не только конкретные знания в одной области, но и свободное владение компьютером, хорошая экономическая база, знание иностранного языка. Без этого тяжело устроиться на высокооплачиваемую работу. И часто приходится сразу идти получать второе высшее образование. Ценность инженера–экономиста со знанием иностранных языков, а также законодательной базы еще больше возрастает. Поэтому предприятия должны подсказать вузам, что внести в учебные планы, чтобы уменьшить период адаптации на новом месте работы.

О магистратуре. Я как студент 5–го курса стою перед выбором: учиться дальше или идти работать? Станет ли магистратура шагом к аспирантуре или, как и раньше, сразу после вуза можно будет туда идти?

«СБ»: А какие специалисты и в каком количестве будут востребованы через 10 — 15 лет?

Е.Луговой: По поручению Президента Министерство экономики совместно с облисполкомами и отраслевыми министерствами изучали перспективу на период до 2015 года, учитывая, что на подготовку специалиста надо 5 — 6 лет. И получилась такая картина: специалистов с высшим образованием в 2005 году будет необходимо 19.200, а в 2015–м понадобится 18.052, то есть практически столько же. А приняли в государственные вузы, например, в 2003 году 64.885 человек. То есть в 3 раза больше.

Мы доводим до министерств объем подготовки кадров за счет бюджета, платное образование не регламентируем. И хотя специалистов будет выпущено больше, чем нужно, будут востребованы технические специальности, строители, кузнецы, литейщики (на тяжелую работу в горячие цехи мало кто хочет идти), врачи, специалисты в области информационных технологий, физкультуры и спорта, сельского хозяйства. Много рождается новых специальностей. Бизнес–администрирование, культурология, американистика и английский язык, военная журналистика. Менеджмент в недвижимости, кораблестроение и эксплуатация водного транспорта. Финансы и контроль таможенной деятельности. Экологический мониторинг. Но не будут востребованы представители естественных наук — их готовим в 10 раз больше, чем надо, гуманитарии.

А ведь назревает дефицит рабочих кадров. Мы профтехучилища передали в ведение местных органов. Они сократили подготовку, а раз в школах выпуск большой, то ежегодно около 30 тысяч человек не поступают ни в ПТУ, ни в вузы, ни в ссузы. Поэтому мы считаем, что нужно в первую очередь увеличить прием в ПТУ. С рабочей профессией человек не пропадет. В сфере образования должно быть государственное регулирование, прежде всего экономическими методами. Раньше Госплан по каждой специальности каждому вузу планировал набор и не дай Бог хоть одного лишнего студента принять. Сейчас слишком многое отдано на откуп рынку — он должен выбирать лучших. Но осознания этого людьми еще нет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter