Разночтения не помеха святости

Вечером, 24 декабря (25 кислева), евреи зажгут первую свечу в честь праздника чуда и света Ханука
Вечером, 24 декабря (25 кислева), евреи зажгут первую свечу в честь праздника чуда и света Ханука. Свечи будут зажигаться каждый из восьми дней праздника, начиная с одной и в последний день — все восемь. Это делается для прославления чуда, которое случилось с предками евреев Маккавеями из рода Хасмонеев, которые боролись и победили, отстаивая свое право на веру.

Сразу после зажигания свечей читают небольшой текст из Талмуда (трактат Софрим) — “hа-неротhа-лалу”: “Эти свечи мы зажигаем в память о чудесах явных и скрытых... Ханукальные свечи — святы, и не имеем мы права пользоваться их светом для освещения, но можем лишь смотреть на них, чтобы воздать хвалу и прославление имени Твоему за чудеса явные и скрытые и за спасение Твое”. Принимая во внимание тот факт, что Талмуд был завершен к V веку нашей эры, мы можем предположить, что данный текст о святости дней и огней праздника читается более XV веков. Но было бы неправильно думать, что святость праздника все это время подается только так.

В другом месте Талмуд (трактат Аводазара 43) утверждает, что первоначально новая менора была железной, из копий, а масло было налито в чашки рукоятки копья. И лишь впоследствии ее удалось заменить сначала серебряной, а затем золотой. Открывая книгу Маккавеев (глава 4), мы учим, что храбрые Маккавеи не только малочисленным войском победили многочисленного врага, но также построили новый жертвенник. Освящение жертвенника Иерусалимского Храма совершали восемь дней, и все собрание Израиля постановило, чтобы “дни освящения жертвенника празднуемы были с весельем и радостью в свое время, каждый год восемь дней...”

А в средневековой книге Мишне Тора мы видим ту же историю чудесного избавления, но уже такими словами:

“...И когда одолели евреи своих врагов и победили их — это было 25 кислева. Вошли они в Храм и нашли только один сосуд чистого масла. В нем было масло только на один день горения, но хватило (чудесным образом) на восемь дней, пока не приготовили чистое масло”.

Недавно, готовя материал со своей супругой Ириной Абрамович, мы обнаружили множество источников, говорящих о важности и святости дней Хануки, но по-разному и с разными новыми фактами. Однако расхождения в историях в разных источниках не изменяют ни святости, ни значимости Хануки. Ведь кому-то важно чудо и что масла для меноры хватило вместо одного дня на целых восемь. Кому-то больше важны стабильность и то, что был восстановлен и освящен в течение восьми дней жертвенник Храма, как и во времена царя Соломона. А кому-то важны детали истории, как победили Маккавеи, из чего сделали менору и как установили праздник. И все это не умаляет святости и не вносит разночтений, а лишь добавляет света в нашу историю о чуде, которой более 2000 лет. Пусть же разночтения, разные толкования и понимания текстов и основ святости наших праздников, которые мы получили от наших предков, привнесут лишь мир, разнообразие и гармонию.

Раввин Григорий Абрамович
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter