Патриотическое воспитание в школах: зачем и почему

Размышления вслух

После Республиканского педсовета одной из наиболее обсуждаемых тем стало патриотическое воспитание в школах.

Не секрет, что мировоззрение человека с большего закладывается как раз в школьные годы. Именно тогда он учится размышлять, строить отношения с миром и самим собой. В школе и семье формируется его личность, выкристаллизовываются ценности и нравственные ориентиры.

Череда взаимосвязанных событий и причинно-следственных связей, продолжительные диалоги или краткосрочный обмен парой фраз. Порой значение имеют всего несколько слов устами случайного человека — и жизнь ребенка поворачивается в иное русло.

В этом смысле всегда остается пространство для того, что невозможно предсказать наперед и запланировать.

Но зная, какое сильное влияние на формирование личности оказывают обстоятельства взросления, их можно воссоздать и спланировать так, чтобы они помогли обрести внутренние опоры с заделом на будущее.

И лучше всего такие опоры обретаются в общении с другими, когда ребенку становится интересно размышлять, исследовать мир, задаваться вопросами и отыскивать для себя ответы.

Именно потому настолько важным оказывается наше окружение в столь чувствительном возрасте. Тем более что другие люди порой способны вдохновлять и становиться примером. Стоит ли теперь пояснять слова Президента о том, что патриота может воспитать лишь патриот? Ибо невозможно в таких случаях передать другому то, чего в тебе нет. И нельзя научить любви, если сам не умеешь любить.
Есть ли разница между тем, чтобы жить и работать в любимой стране и пытаться делать то же самое, но в тех краях, которые не вызывают особенных чувств?
Очевидно, что да. Ведь если место любимое, там и дышится по-другому, и работается иначе, и смыслы приходят такие, что хочется делать что-то во благо не только себе.

Отчий дом раскрывает таланты, да и мы всегда благоустраиваем с особенным трепетом место, где живет наша мама.

Отчего же так много настороженности у иных людей к необходимости патриотического воспитания в школах, словно речь идет о чем-нибудь неприличном?
Мы ведь празднуем 9 Мая, поздравляем ветеранов и помним подвиг Победы, чтим память ушедших стариков, но, похоже, теряем из вида, ЧТО было ведущим мотивом, который побуждал людей идти на фронт, защищать свою страну. Каждый их поступок тогда был пропитан духом патриотизма. Ощущение причастности к ­СВОЕМУ народу и ценность принадлежности именно к ­СВОЕЙ стране объединяло этих людей в их борьбе.
Учитывая этот опыт, справедливо спросить себя: «А что было бы с нами, если бы любовь к ­СВОЕМУ государству в ­СВОЕ время не перевернула с ног на голову пресловутую пирамиду потребностей Маслоу в сознании этих людей?!»
Им не надо было тогда объяснять необходимость патриотизма, как и причин его развивать в подрастающем поколении. И теперь, восхищаясь их подвигом, можно ли найти хоть один аргумент против того, чтобы не прививать любовь к Родине, общаясь со своими детьми?
И пусть не каждому это дано… Тем лучше, если ребенок сможет впитать трепетное отношение к своей стране в школе.

2021-й объявлен Годом народного единства. И не зря. Потому как веревка, скрученная втрое, не скоро порвется. Однако людей должно что-то объединять. Общие идеи, ценности, свойственное всем чувство принадлежности к Родине и друг к другу, когда люди понимают, ради чего они живут и борются.

Важно, чтобы мы, белорусы, сохраняя патриотичность, вкладывали силы и ресурсы в то, что мы искренне любим и во что верим. Повторюсь, с любовью все делается иначе. И продуктивный результат всегда превосходит труды с иными мотивами. Безусловно, лучше всего, если механизм с этими важными ориентирами закладывается еще в детстве.

«Вопрос, который сегодня, как говорится, висит в воздухе: должна ли школа участвовать в политической жизни страны? Ответ однозначный: школа не может быть вне политики. Вообще, политики не бывает без школы. Но политика там должна быть только одна — государственная», — подчеркнул ­Александр Лукашенко на Республиканском педсовете.

Возможно, для кого-то станет откровением, что стабильное и успешное развитие государства зависит не только от власти и чиновников, но и от человеческого ресурса внутри страны. Иначе говоря, от нас, самых простых людей, когда значение имеет, какими идеями мы дышим и насколько вкладываем свои умения и таланты в то, чтобы наш отчий дом был уютен для жизни.

Поэтому, если и должны у людей появляться вопросы к теме патриотического воспитания детей в школах, то в направлении, как это лучше и понятнее сделать. А не о том, нужно ли…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter