Аутентичность, не находящая себя на полках гипермаркетов, остается уделом потребкооперации

Размышления у торгового прилавка

Бананы из Эквадора, оливки из Испании, рыба и морепродукты — из Китая, Норвегии, Вьетнама и Чили. Эти и подобные заморские деликатесы сегодня вполне гармонично уживаются на наших столах с продуктами, рожденными под нашим солнцем. Все это один из позитивных нюансов глобализации — явления, которое многие ругают, но на самом деле дающего нам  богатство выбора.

В наших продмагах, особенно крупных, принадлежащих оптово-розничным сетям, можно смело проводить уроки географии: флору и фауну разных материков и океанов они иллюстрируют весьма наглядно. Особенно приятно видеть торжество гастрономической глобализации в глубинке — в райцентрах, городках, в деревнях, где в свое время, если вспомнить, кроме спичек, соли да березового сока в трехлитровых банках никакого особенного продовольственного разнообразия не замечалось.

Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ

Между тем вместе с новыми подходами — принципом самообслуживания, разнообразными акциями и дисконтными программами — несут с собой торговые сети унификацию ассортимента. В любом уголке страны, в супермаркете любой сети — практически стандартный набор продуктов от почти одних и тех же производителей: на прилавок попадает в первую очередь то, что удается взять у поставщика задешево, — чисто рыночный, не изнеженный излишними сантиментами подход.

Разумеется, жаловаться не пристало: товарное изобилие — не товарный голод. Но нельзя не отметить, что массовый товар, его активное продвижение уничтожают дух местных традиций, стирают рисунок незримых, но неповторимых узоров региональных различий. Аутентичность, не находящая себя на полках гипермаркетов, остается, по большому счету, уделом потребительской кооперации — системы, организовавшейся в свое время снизу, путем объединения рядовых граждан. И до сих пор остающейся в регионах, несмотря на экспансию варягов, максимально приближенной к человеку.

Практически в каждом уголке страны кооператоры производят товар с историей, штучный, «именной». И оттого узнаваемый. Вот, к примеру, Ивановский район Брестской области. Филиал местного райпо «Кооппром» под руководством легендарного Николая Шиколая одних колбас в условиях деревни выпускает без малого полсотни наименований. На кулинарном фестивале «Мотальскiя прысмакi» за два лишь дня их разлетается более тонны.

А это уже север страны — Бешенковичи. Делают здесь оригинальный майонез, рецептуру которого в свое время разработала скромный мастер-повар ресторана «Спутник» Фетинья Михеенко. Официально он называется «Домашний», но в райцентре именуют его «Ксения Карповна», как привыкли обращаться к Михеенко в повседневной жизни. Раньше «Ксению Карповну» можно было купить в магазине — для розничной продажи продукт выпускался в пластмассовых стаканчиках с крышечкой. С изменением на государственном уровне требований к стандартам производства и условиям реализации пищевой продукции чудо-майонез, увы, с прилавков исчез — сегодня он присутствует исключительно в составе блюд ресторанного меню. Еще один местный гастрономический хит — свиная колбаса под названием «Минская». Готовят ее по традиционной рецептуре, но с  особенностью: начинку изготовитель полуфабрикатов, мастер-повар Елена Белоус предложила делать не из молотого материала, а из нарезки. Для этого нужно как следует поработать руками, но дело того стоит: покупатель в восторге. Приезжающие в отпуск на Придвинье россияне берут «Минской», бывает, по 20 килограммов за раз: заблаговременно созваниваются с представителями райпо, оставляют заказ под конкретную дату. Замечу: не идут в ярко-красочный гипермаркет, а созваниваются с райпо…

Между тем крупные торговые сети пытаются инициировать пересмотр нормативно закрепленного порогового значения доли субъекта торговли в общем объеме розничного товарооборота продовольственных товаров. Сегодня такой порог определен в 20 процентов — если больше, это считается доминирующим положением на рынке. Понять их легко: взятые под развитие сумасшедшие кредиты нужно вернуть, причем желательно побыстрее.

Доля сетей в товарообороте продуктов питания неуклонно растет, а значит, все обезличеннее этот товарооборот становится. И не помощник здесь даже продовольственная география. Тем более лишенная родного, неповторимого вкуса.

efim@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter