О дорогостоящей медицинской технике

Размышления у томографа

Объявление сухо сообщало: «Не работает». Лист бумаги был прикреплен к дверям кабинета компьютерной томографии. Пациенты реагировали на это по–разному. Кто–то молча разворачивался и уходил, кто–то давал волю своим эмоциям, а кто–то в растерянности долго стоял, не зная, что делать дальше. А я как медик в очередной раз задумался. 



Сегодня в наши больницы и поликлиники достаточно часто покупается сложное медицинское оборудование. Государство тратит на эти закупки огромные средства, исчисляемые миллиардами рублей. Помогают и спонсоры — государственные предприятия, местные органы власти, коммерческие структуры. У всех заинтересованных сторон, включая медиков, одна цель: улучшить качество диагностики и соответственно лечения пациентов. И это, вне всякого сомнения, удается. По многим показателям отечественное здравоохранение сделало значительный шаг вперед. Использование многих аппаратов, еще вчера казавшихся иностранной диковинкой, стало обыденным делом в практике работы медицинских учреждений даже районного масштаба. Однако, как у всякой медали, здесь есть и обратная сторона. Бодро рапортуя о приобретении, скажем, высокоточного компьютерного томографа и, как следствие, об улучшении диагностики различных заболеваний, руководители медицинских учреждений иной раз опускают тот факт, насколько эффективно он потом используется. А ведь случается, что аппарат простаивает по причине поломок 3 — 4 месяца в году. Конечно, это создает массу неудобств как для пациентов, так и для врачей. Поиск иной диагностической возможности часто затягивается, а драгоценное для больного человека время теряется...

Понятно, что чем сложнее оборудование, тем чаще случаются поломки. Тем более если его используют едва ли не круглосуточно. Вот и с томографом, о котором я упомянул, вышла та же история: сломалась какая–то трубка. Реально приобрести ее можно только с помощью громоздкой системы тендерной закупки, когда предложения поступают от нескольких организаций. И тут опять возникают сложности. Скажем, бывает, что поставщик запчастей на рынке представлен в единственном числе. Как в такой ситуации проводить тендер? Приходится покупателю — больнице — порой ждать месяцами.

Это я не к тому, что при закупках дорогостоящего медицинского оборудования не надо проводить тендеры. Надо. И не только для того, чтобы избежать злоупотреблений. Прежде всего чтобы определить непростой водораздел между понятиями «цена» и «качество» в каждом конкретном случае. У меня вопрос в другом: всегда ли нужна организация тендера при закупках запасных частей к сложному аппарату? Сегодня лечебным учреждениям напрямую закупать разрешается комплектующие на сумму не более 50 базовых величин. На мой врачебный взгляд, эта сумма никак не решает существующую проблему, если сам аппарат стоит за миллион евро...

Много вижу проблем и в сервисном обслуживании сложной медицинской техники. Сегодня договоры, которые заключает больница или поликлиника, касаются, как правило, самого процесса обслуживания. Для поставки запасных частей нужно отдельное соглашение. Причем объемы сервисного обслуживания того или иного аппарата сильно отличаются. Можно провести его чисто формально, а можно с помощью специального оборудования проверить состояние того или иного блока, по сути, загодя предотвращая возможную поломку. Соответственно и стоить это будет по–разному. Но сами подумайте, где будет реальная экономия бюджетных средств? Там, где урезали расходы на качественное сервисное обслуживание и потом многократно потеряли при ремонте? Или там, где изначально исходили из прописной истины «скупой всегда платит дважды» и, не пожалев средств на профилактику, в итоге обеспечили дорогостоящему аппарату бесперебойную работу?

vkt09@mail.ru

Советская Белоруссия № 213 (25095). Пятница, 4 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter