Размышления у магазинного прилавка

spektr.press
Мир ожидает голод библейских масштабов — такое заявление сделал исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли. Это может стать одним из следствий пандемии коронавируса и связанного с ней торможения мировой экономики. По словам чиновника, для предотвращения подобного сценария необходимы срочные меры по обеспечению продовольственной безопасности, в том числе в зонах вооруженных конфликтов, что предполагает незамедлительное установление мира. Следует отметить, что с инициативой о глобальном перемирии уже выступал французский президент Эммануэль Макрон.

По оценкам ООН, в случае неблагоприятного развития событий число голодающих по всему миру к концу этого года может составить порядка 265 млн человек, причем речь идет не просто о нехватке продовольствия, а о голоде, представляющем угрозу для жизни людей. Всего в настоящее время по миру насчитывается более 150 млн голодающих и недоедающих, большая часть из них — в Африке. Социально-экономические последствия пандемии коронавируса способны существенно усугубить эту безрадостную статистику.

Почему даже в XXI веке сотни миллионов людей продолжают голодать по всему миру? Ответ достаточно очевиден: эти люди попросту не востребованы мировой экономикой. Целые страны и регионы оказываются ненужными на празднике мирового потребительства, сжирающего ресурсы планеты. Да, в относительных цифрах число голодающих не так велико, учитывая, что население планеты подбирается к 8 миллиардам. Однако нельзя забывать и о том, что большое количество людей балансирует на грани голода и не учитывается статистикой. Богатые страны предпочитают откупаться от проблемы голода и недоедания оказанием гуманитарной помощи и разнообразными благотворительными программами, однако в условиях глобального экономического кризиса и эти крохи с барского стола могут исчезнуть.

Впрочем, пугающие заявления функционеров ООН могут быть обусловлены не только заботой о голодающих, но и той закулисной борьбой за глобальную власть, которая сейчас разворачивается на фоне пандемии COVID-19. Эпидемия наглядно продемонстрировала слабость глобальных институтов управления, в связи с чем даже заговорили о конце глобализации. Действительно, на фоне административного паралича, охватившего ООН, ЕС и другие международные структуры, основная тяжесть по борьбе с коронавирусом легла на плечи национальных правительств. Основным результатом паники, охватившей мир, стало то, что страны начали отгораживаться друг от друга пограничными кордонами и принимать меры против инфекции каждая в меру собственного понимания.

Однако эта несогласованность свидетельствует не столько о конце глобализации, сколько о слабости конкретных институтов международного регулирования. С глобального корабля уже не спрыгнешь, и решать многие проблемы лучше сообща. Возможно, пандемия коронавируса не приняла бы таких масштабов, если бы с самого начала были приняты согласованные меры на международном уровне. Однако слабость международных институтов, обусловленная дефицитом их полномочий, не позволила сделать этого.

Сегодня национальные правительства многих стран, пользуясь паникой и сумятицей, продолжают работать на ослабление международного сотрудничества. Со своей стороны, функционеры международных организаций пытаются усилить свои позиции, заостряя внимание на тех проблемах, которые требуют глобального решения. К чему приведет эта схватка бульдогов под ковром, покажет время.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter