Бывают ли продукты в современных магазинах полностью натуральными?

Размышления у колбасного батона

И коров колют антибиотиками, и телят, и свиней. И в птичьем корме с избытком химии. Вот что мне рассказали знающие люди, специалисты.
И коров колют антибиотиками, и телят, и свиней. И в птичьем корме с избытком химии. Вот что мне рассказали знающие люди, специалисты.

Как-то в супермаркете по соседству с домом я решила пересчитать количество сортов колбасы на прилавке. Когда подошла моя очередь, остановилась на пятом десятке. В этот момент подумалось: а найдут ли своего покупателя лежащие в витрине холодильной камеры две “Юбилейных”, три “Докторских” и столько же “Студенческих” до того момента, пока не истечет их срок годности? И вдруг стоявшая рядом со мной молодая мама с малышом на руках попросила взвесить полкило сосисок “без добавок”, чем сильно озадачила продавщицу. Та и не нашла ничего подходящего. 

Состоялся диалог.

— И неудивительно. Если даже в детском печенье и йогуртах куча всяких Е с трехзначными числами, так чего ж хотеть от колбасы?

Продавщица откликнулась:

— А вы ребенку котлетку приготовьте, не экономьте на времени. Колбаса вредна детям, и взрослым много есть нельзя.

Мне подумалось: а не появится ли со временем и на “самом народном” продукте надпись вроде: “Чрезмерное употребление колбасы вредно для вашего здоровья”?

А ведь действительно, почему колбасу не разметают с прилавков, как прежде, да и нужно ли производить десятки видов и сортов колбасы, мало чем отличающихся друг от друга? И повлияет ли в итоге на качество белорусской мясной продукции новый Технический регламент Таможенного союза “О безопасности мяса и мясной продукции”, который вступил в силу в мае нынешнего года? За ответами я обратилась к специалистам, разрабатывающим рецептуру колбасных изделий, и к диетологам.

Нам хочется видеть на прилавке совершенный продукт, который должен быть вкусным, дешевым, долго храниться и быть полностью натуральным. Но так не бывает. Если хотите есть томаты круглый год, то должны понимать, что они будут выращены не на грядке, а в парнике с добавлением химических растворов. 

В состав вареной колбасы, так же как и “домашних котлет”, входит вода или молоко — по технологии, а не для того, чтобы, как думают иногда, обмануть покупателя. Чтобы эту влагу удержать, добавляются фосфаты, которые используются в мясоперерабатывающей промышленности более семидесяти лет. Можно сказать, что клинические испытания этой добавки мы на себе давно прошли.

Многих огорчает пищевая добавка карагинан, которая в последнее время часто встречается в колбасах. По данным ВОЗ, она признана самой безобидной пищевой добавкой и разрешается даже в заменителях грудного молока. Главное — придерживаться традиционных технологий и не перебарщивать с тем же безвредным карагинаном. Дело в том, что это желирующее вещество способно сохранить больше влаги, чем в классических рецептах. Продукт становится дешевле, но может образоваться так называемый пустой вкус. Чтобы этого не произошло, производители “вуалируют” пустоту специями, ароматическими добавками, снижая количество мяса. Но, конечно, покупатели это распознают и более настороженно относятся к такой продукции. Как правило, это мясосодержащая или мясорастительная колбаса.

Чтобы “сыграть” на популярности традиционных марок, маркетологи идут на различные ухищрения. В последнее время появилось много “двойников”. Прилавки заполонили “Докторская”, “Любительская”, “Прима”, к названиям которых добавлены определения: “люкс”, “новая”, “элитная”, “премиум”. Название вроде бы и прежнее, но колбаса-то другая. К слову, в новом Техрегламенте ТС есть пункт, в котором говорится, что после вступления в силу межгосударственных стандартов нельзя будет разрабатывать рецептуры с подобными названиями.

Для работы с учетом требований Техрегламентов производителям, которые использовали известные бренды, но демпинговали за счет более низкого качества, придется перестроить работу. Остается надеяться, что качество белорусской мясной продукции не пострадает. Мы все-таки экспортно ориентированная страна и ратуем за то, чтобы по максимуму сохранить и наше качество, которое основано на наших традициях.

В Европе стандартов на производство колбасной продукции почти нет. Разве что на национальные бренды типа пармской ветчины или хамона. Там самое ценное мясо продается как полуфабрикат, остальное идет на колбасу. Рецептура и качество — личное дело каждого производителя, который должен гарантировать безопасность продукции по нормам директивы ЕС. Небольшие частные производства, которые производят экопродукт, применяют меньше добавок, но и цена на такую продукцию выше. Хотелось бы, чтобы и у нас, как в европейских магазинах, было больше полуфабрикатов из натурального мяса. Это и полезнее, и готовятся такие продукты быстро.

Стоит признать: порой колбаса на прилавках действительно залеживается. Может, так много марок и сортов и не нужно? Вот уж, действительно, лучше меньше, да лучше.


СЛОВО ЭКСПЕРТАМ


Татьяна Демчина, заведующая сектором стандартизации мясной отрасли Института мясо-молочной промышленности НАН:

— Что касается добавок, то в защиту колбасы скажу: “Ешек” в ней не больше, чем в любой другой пищевой продукции. Если специалисты и разработают идеальную, по мнению покупателей, рецептуру колбасы, в которой не будет ни одной добавки, производители могут ею не воспользоваться. Но даже если и произведут ее, то такой экопродукт магазины могут не взять на реализацию, поскольку он будет дорого стоить и иметь маленький срок годности. 

Марина Попова, главный внештатный диетолог Министерства здравоохранения:

— Сосиска или ветчина — это вкусно, быстро и удобно. Но нельзя ставить знак равенства между мясом и колбасой, которая должна быть закуской, а не первым или вторым блюдом. Не стоит забывать, что в составе этого продукта присутствуют загустители, ароматизаторы, специи, соль и пищевые добавки. Это не та еда, которую следует употреблять каждый день, особенно детям. Тот, кто регулярно питается колбасой, может рано или поздно нажить проблемы с желудочно-кишечным трактом.

oksana@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter