Сельские школы 50 - 70-х годов постройки требуют особого внимания

Размышления над завтрашним расписанием

Сельских школ с каждым годом становится меньше. Главная причина — демографическая. Единицы учеников в классе — это плохо и для бюджета, и для качества образования. Однако в последнее время появился еще один весомый аргумент, вынуждающий закрывать школы в деревнях, — физическое старение зданий, построенных в 50 — 70–х. Что делать с этой проблемой?


Агрогородок Капличи Калинковичского района. В центре деревни — одноэтажная средняя школа. Присмотренная, ухоженная. Даром, что часть здания строили в 50–х, а вторую достраивали в конце 60–х годов прошлого века, что нет здесь спортзала и столовой. Местные жители ею очень дорожат. 1 сентября этого учебного года для 86 учеников начиналось как у всех. Но уже через пару недель занятия вынуждены были остановить, а школу закрыть. Ранним утром в одном из классов, расположенных в старой части здания, обрушился фрагмент потолка. Для всех это стало шоком. Недавний директор школы Татьяна Билас больше 10 лет руководила учреждением, знает его как свои пять пальцев:


— Не было ни трещин, ни прогибов. Во время августовской приемки к работе школу осматривали комиссионно. А это, чтобы вы понимали, визуальный осмотр помещений. Так вот, не было внешних предвестников возможного обрушения.

Три месяца позади. Иллюзий не осталось. Вывод специалистов научно–исследовательской лаборатории Белорусского государственного университета транспорта, проводивших детальное обследование: конструкция чердачного перекрытия находится на грани обрушения, поэтому эксплуатация школы в таком состоянии исключена. Понятно, что в подобной ситуации работать с риском для детских жизней не позволит никто.


Надо отдать должное управлению образования Гомельского облисполкома. Сработали быстро. Неоднократные встречи с родителями, учителями. Ближайшая школа, к которой ведет асфальтированная дорога, в деревне Шиичи. Путь — 15 минут. Организовали подвоз спецавтобусами — по четыре рейса в день в обе стороны. В Шиичах неожиданное пополнение приняли радушно. Двухэтажная школа, где есть столовая, спортивный и тренажерный залы, кабинет информатики, мастерская технического труда, рассчитана на 320 человек, учится — 66. Новые дети только в радость. Директор Игорь Пархоменко с порога стремится показать, насколько учли все нюансы:

— В Капличах дети изучали английский, а у нас — немецкий. Мы сразу же ввели этот предмет в нашу программу. Классы оптимально сформированы, разнообразная кружковая работа. У нас физкультуру ведут борцы — кандидаты в мастера спорта, сильная спортивная секция. Сейчас продумываем создание на нашей базе филиала школы искусств. Когда столько детей — почему нет?

В экстремальной ситуации постарались снять болевые точки по максимуму. Что дальше? Понятно, что восстановление аварийной школы, о чем очень просят жители, — финансово непростой вопрос. Обойтись только ремонтом перекрытий и кровли вряд ли удастся. Есть современные требования, а по ним реконструкция предполагает возведение спортзала, пищеблока, мастерских. То есть полноценное новое строительство. В пользу него может сказать только демография, за которой стоит экономика агрогородка — крепкое хозяйство, куда едут на работу люди, которые остаются в деревне и создают здесь свои семьи. В сельисполкоме поднимают цифры ближайшей перспективы:

— В 2017, 2018 и 2019 годах в первые классы должны поступить по девять малышей, а в 2020–м — 12...


Выводы детального обследования здания школы.

Всякий раз закрытие школы на селе — это потрясение. Тяжело родителям, детям, просто сельчанам. Ощущение, словно замирает сама жизнь. Двойное потрясение, когда это происходит внезапно. Увы, подобные внеплановые ситуации возникают в разных уголках страны. Все потому, что здания сельских школ, возведенных в 50 — 70–х годах, стареют физически. Только в Гомельской области таких учреждений, имеющих деревянные конструктивные элементы, около ста. Нередко внешне они выглядят вполне презентабельно, потому что красят, белят, поддерживают вид. И далеко не всегда визуальный осмотр накануне учебного года и в межсезонье дает реальную картину, ибо внутренние процессы остаются за кадром... Однако сегодня нет единой нормы, которая предполагала бы обязательность детального обследования стареющих зданий с привлечением аккредитованных на то специалистов. Подобное требование распространяется только на учреждения с массовым пребыванием не менее 300 детей. В глубинке таких школ по пальцам пересчитать. Очевидно, что время заставляет и здесь менять подходы.



Мнение по поводу

Александр Васильев, заведующий научно–исследовательской лабораторией БелГУТА:

— Массовое строительство сельских школ велось в 70–х годах. Подошло время их капитального ремонта. И здесь на первый план выходит целый комплекс мер. С одной стороны, необходимость обследования таких зданий, с другой — их грамотное содержание и обслуживание. Кстати, по инициативе управления образования Гомельского облисполкома весной проведем обучающие семинары для руководителей учреждений образования по предупреждению подобных рисков и умению их распознавать.

Компетентно

Сергей Порошин, начальник управления образования Гомельского облисполкома:

— В первую очередь оптимизация сети учреждений образования происходит в сельской местности. Причина — сокращение численности населения. Некоторые из закрываемых школ, построенных много десятилетий тому назад, уже выработали свой потенциал. Но каждый такой случай изучается индивидуально и всесторонне. Во главу угла прежде всего ставятся интересы людей с учетом перспектив развития региона.

dralukk73@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 3 (25138). Четверг, 5 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter