Белорусское правительство занимается оптимизацией процесса обучения

Разгрузить ученика. И обучить без переводчика

НАКАНУНЕ нового учебного года мы узнали, что корабль знаний может снова чуть-чуть изменить курс. Это говорит только об одном: среднюю школу вскоре ждут перемены. По тем заявлениям, которые мы услышали из уст Президента Александра Лукашенко, похоже, что к лучшему. Правительство, по его словам, занимается оптимизацией процесса обучения. Перегрузки, домашние задания, сложное изложение материала в учебниках… Какие еще задачи предстоит решить взрослым, чтобы учеба детям была в радость? 



Не должен ученик, отучившись 6—7 часов в школе, заметил Александр Лукашенко, еще 5—6 тратить на выполнение домашнего задания. По его мнению, необходимо наладить процесс так, чтобы основные знания дети получали в школе, а дома на решение задачек и написание упражнений уходило максимум полтора-два в младших и три-три с половиной часа в старших классах. 

Оставить ситуацию такой, какая она есть, похоже, нельзя. Процесс такого просвещения весьма негативно сказывается на здоровье школяров, констатируют медики. Да так, что они и вовсе предлагают оптимизировать нагрузки кардинальным способом: отказаться от домашних заданий. Но это другая крайность. Конечно, гранит знаний не должен своей тяжестью оттягивать плечи, приводя к сколиозу от тяжелых портфелей, но в такой ситуации многие ученики, и даже их родители, воспримут это как вольницу. В результате получим целую «армию» вольно слоняющихся по улицам и интернет-клубам детей и подростков? В этой связи предлагается и шестой день сделать если не учебным, то максимально разгрузить его, предложив занятия ребятам по интересам. Пусть это будут уроки труда, где мальчишек научат элементарным, но полезным для жизни навыкам. Или физкультура, где ребята смогут не просто поиграть в любимые спортивные игры, но и пообщаться.

Один из первых вопросов, который я первого сентября задала своему сыну-восьмикласснику: сколько уроков у него будет ежедневно. Оказалось, что шесть-семь. Прибавьте иногда классный час, факультативы. Во сколько сын придет домой, если занятия начались в восемь утра? Считайте сами… По сути получается чуть ли не полноценный рабочий день взрослого человека. Плюс прибавьте к этому времени выполнение домашних заданий. Посчитайте, сколько на их выполнение уйдет часов, если на следующий день в расписании те же шесть-семь уроков. Все верно заметил Президент! И не учителя в этом виноваты! А ведь дети, и это абсолютно понятно, еще хотят погулять, позаниматься в секциях и кружках. И получается, что на это просто нет времени.

Обратят в Министерстве образования внимание и на упрощение материала, изложенного в учебниках. Этот процесс начался, и их «полностью переделают», чтобы детям не пришлось «впихивать предметы и объемы знаний из высшей школы». Вот уж действительно в школе первый класс, как в старой песенке, вроде института. К сожалению, некоторым родителям приходится дома заново проводить урок по тому или иному предмету: разжевывая, втолковывая, объясняя. Учителя скажут, что они действуют согласно методическим рекомендациям, а те, кто не захотел усваивать знания на уроке, сами виноваты. Доходит иногда, извините меня, уважаемые авторы учебников, до смешного. Когда написанное вами правило мамы и папы «переводят» с русского на русский язык в прямом и переносном смысле. Репетитор? Но и это не выход из ситуации! Никто из учителей, замечу, не посоветует прибегать к их услугам. Но почему тогда предложения-объявления «подтянуть» ребенка по тому или иному предмету растут как грибы после дождя? Какие такие условия стали предпосылкой появления «параллельного» педагогического мира как в больших, так и в малых городах? 

Говорят, что процесс учебы, а значит, самосовершенствования, может продолжаться бесконечно. Но хотелось бы, чтобы он поскорее принял если не окончательную, то вполне реальную форму и наши дети шли на уроки как на праздник… 

korenevskaja@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter