Инвесторы оценивают стабильность в стране, а не количество диалоговых площадок власти с оппозицией

Разговоры в пользу бедных

«А поговорить?..» — взывают нелегитимные полит­эмигранты из Польши и Прибалтики. Прямо как в расхожем анекдоте. Собственно говоря, о чем разговаривать-то? Политической силы эти граждане никакой не представляют. Какие-то голосования на электронных платформах — это лишь жалкая попытка выдать желаемое за действительное. Правда, все чаще используют аргумент: мол, если начнется диалог власти и демократических сил (почему-то это звание они монополизируют), то снизится санкционное давление на Беларусь. Более того, потекут в страну иностранные инвестиции. И тогда уж — заживем! Хорошая сказка. Несомненно, какой-нибудь десяток-другой миллионов долларов выделят. Этим самым «демократическим силам» и профильным СМИ, которые эту идею активно и педалируют. А вот экономике страны от диалогов с зарубежными группировками станет только хуже. 

Инвесторы (и будущие, потенциальные, и действующие, которые уже работают в стране) оценивают страну с точки зрения приложения капитала не по децибелам диалогов, а по стабильности. И разговор о чем-то серьезном власти с западными «пришельцами» только отпугнет деловых людей. Если не насовсем, то очень надолго. Кстати, с точки зрения инвестиционной привлекательности сторонники «перемен» уже нагадили своей стране будь здоров. 

А интересует ли инвестора социально-политическое устройство страны? Изучает ли он ее конституцию перед вложением капитала? В мире бизнеса разные случаи бывают. Но прямым инвесторам вопрос внутреннего устройства страны — факультативный. Главное — стабильность политической системы. Последнее словосочетание можно подчеркнуть дважды. Капиталистам, по большому счету, без разницы, какие персоналии находятся у власти, какие партии сильны или слабы, как протекает диалог государства и бизнеса и другие исключительно внутренние дела государства. Они в них не лезут. Принципиально. Правило бизнеса — не лезть в политику. Исключение — истории олигархических и корпоративных групп, которые пытаются (иногда, прямо скажем, успешно) осуществить фактически рейдерский захват власти в определенной стране. «Чистая» коммерция предполагает отвлеченность от политических дел. И для таких инвесторов (а их на самом деле большинство) принципиальным вопросом является политическая стабильность, которая есть гарант сохранения экономических правил игры.

Все мы взрослые люди и понимаем: любая система развивается, видоизменяется. Понимают это и инвесторы. Но для них принципиально важно отсутствие резких смен экономических моделей. Бесспорно, кому-то нравилась экономическая система Беларуси, кому-то — не очень. Но несомненным ее преимуществом последние лет двадцать была стабильность. Правила игры известны. По большому счету — понятны. Если их соблюдать — можно эффективно и с прибылью работать. И тому примеры — целая плеяда иностранных компаний (в том числе с мировым именем), которые функционируют в стране долго. И весьма успешно. 

А теперь вопрос в студию: кто нам пытается навязать какой-то невнятный диалог непонятно с кем? Западные политические власти. И некоторые международные финансовые институты, которые являются больше политическими, чем коммерческими организациями. Для инвесторов диалог с нелегитимными политическими эмигрантами станет очень тревожным сигналом. В конце концов, а кто такая Тихановская, чтобы быть ключевым переговорщиком? Да, на выборах она набрала около 

10 процентов. Но, уехав в Литву, более того — сев на зарплату с непонятным источником происхождения, она фактически добровольно ушла из политической жизни. Кого представляют Латушко и компания — вообще непонятно. История знает примеры правительств в изгнании при оккупации стран, с ними вели переговоры как с легитимными руководителями государств. А каков статус Пал палыча? Кто будет вести серьезные переговоры с бывшими директорами? В такую страну деньги вменяемые предприниматели вкладывать не будут. Да и свои постараются сбежать. От греха подальше. Мало ли самозванцев на свете. 

С международными финансовыми организациями — та же история. Да, они выставляют разные требования. В том числе и чисто политические. Обещают какие-то деньги за их выполнение. Пойти у них на поводу? Но если внешние силы диктуют (или покупают) политическое влияние, то о каком суверенитете может идти речь? И какие гарантии инвесторам в таком государстве могут быть предоставлены? Поэтому невнятные гражданские диалоги не улучшают инвестиционный климат, а убивают его. Что бы ни говорили западные пиарщики.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter