Разговорчики в строю

Корреспондент «БН» решил поздравить людей, посвятивших свою жизнь ВДВ, и расспросить о ярких впечатлениях их службы.

«В десантуре от героического до смешного — один шаг!»

Корреспондент «БН» решил поздравить людей, посвятивших свою жизнь ВДВ, и расспросить о ярких впечатлениях их службы.

Артур МАТЕЮН, заместитель главного редактора областной газеты «Народное слово»:

— Воздушно-десантные войска всегда были, есть и будут элитой Вооруженных Сил. Так было на просторах СССР, так было в Афганистане. Традиции голубых беретов перекочевали и в войска независимой Беларуси. Я, курсант Львовского высшего военно-политического училища, проходил стажировку в 103-й Витебской воздушно-десантной дивизии — там для меня началась дружба с десантом на десятилетия. Всякое было: и грустное, и смешное, и героическое.

Так, в 1995-м, как раз 2 августа, в День ВДВ, я, уже майор, сделал свой последний 198-й прыжок с парашютом. И закончился этот полет курьезом — повис на высоковольтной линии электропередачи! Висел и час, и два, пока местный агроном не позвонил куда надо, и «преграду» обесточили. Я с ним еще и поговорить, болтаясь на стропах, сумел: нечасто услышишь такого интересного собеседника — сразу видно, деревенский человек!

А что до героического… В Афганистане я редактировал газету той же 103-й дивизии, и у меня в подчинении были «пишущие» десантники — и статьи выдавали, и на боевые задания со мной ходили. Все — офицеры, сержанты, рядовые — были награждены за участие в боях с душманами, сам я заслужил орден Красной Звезды. Помню, идем на задание, а с нами — хромой десантник-сержант. Выясняю, в чем дело. Оказывается, дембель (уволенный в запас, готовящийся к отправке в Союз, которому на «боевые» ходить уже не нужно), да еще и с переломом лодыжки. Но напросился с нами, говорит, опытный — был заместителем командира взвода. Ну как тут завернуть его обратно? Вот такие служили вэдэвэшники в 103-й. Так вышло, что с нее, Витебской дивизии, начал службу, воевал в ее рядах — оттуда и вышел в запас. Судьба?

Иосиф ГРИБОВИЧ, председатель Полоцкого районного Совета депутатов:

— Я служил срочную в учебной воздушно-десантной дивизии, которая стояла под Каунасом. Было очень трудно, «учебка» как-никак, но вспоминаю те годы с удовольствием: все молодые, здоровые, учили нас так, чтобы зажечь азарт.

Очень хорошо помню случай, переполошивший командование: однажды, сразу после стрельб, нам дали задание пройти 20 километров на лыжах. А мы заблудились. Командиры взводов были ребята «зеленые», вот и заплутали. А я имел лесной техникум за плечами, и дорогу вызвался найти. Деревья мне все быстро «подсказали», и я нашел наше местонахождение на карте. Это же была не шутка: 12 человек переохладились, кое-кто даже получил обморожение.

Прошло более тридцати лет, а я, когда вижу парней в беретах, по-прежнему чувствую с ними духовное единство. ВДВ — это раз и навсегда!

Денис ТРОФИМЫЧЕВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter