Мясникович рассказал об акцентах разговора у Главы государства

Разговор у Президента

В вечернем эфире телеканала «Беларусь 1» председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович рассказал об акцентах разговора у Главы государства. Предлагаем вниманию читателей печатную версию интервью.

Фото  БЕЛТА

Об экономике ЕАЭС

— Благодаря механизмам, имеющимся в Евразийском экономическом союзе, удалось смягчить все объективные трудности, которые сегодня испытывают экономики наших государств. Например, состояние внутреннего экспорта оказалось несколько выше даже, чем объемы экспорта в дальнее зарубежье. Мы в Евразийской экономической комиссии содействовали всячески этим процессам, в том числе через методы тарифного и нетарифного регулирования. Удалось достаточно успешно решить вопросы по обрабатывающей промышленности, которая не утратила свои позиции. А это высокоэффективные рабочие места, тренд на развитие, научно-технический прогресс и многие другие перспективные вещи. Хотелось бы отметить, что наряду с некоторым снижением валового внутреннего продукта базовые отрасли, в том числе и сельское хозяйство, обеспечили свое развитие, что говорит о состоятельности нашего союза и о достаточно прочных позициях экономик государств-членов. Надо учитывать, что была очень большая просадка цен на энергоносители, это тоже сказалось на ВВП.

Об экономике Беларуси

— Беларусь сработала неплохо. У нас практически по всем позициям, которые характеризуют уровень экономической работы в текущем году, показатели даже несколько выше средних по Евразийскому экономическому союзу. Особенно то, что касается сельского хозяйства, товарооборота, валового внутреннего продукта. У нас просадка ниже, чем в среднем по «пятерке».

О госзакупках

— Комиссии удалось убедить (решение было принято 17 июля на межправсовете в Минске), чтобы товары наших стран участвовали в государственных и муниципальных закупках. До этого года у нас вообще были определенные службы. И белорусские товары, и казахстанские практически не участвовали в тендерах на госзакупках Российской Федерации как самого большого рынка. Сейчас уже урегулирована первая фаза.

И наши МАЗы, и барановичские хлопчатобумажные изделия участвуют в госзакупках на российском рынке. То есть товар уже признается, может быть, не в полном объеме, но как евразийский товар. Это цель, к которой мы стремимся. Не важно, где произведено. Главное, если товар произведен в рамках «пятерки», для него устанавливается полностью национальный режим, в том числе по госзакупкам.

Сборочный конвейер МАЗа. Продукция предприятия участвует в госзакупках на российском рынке.
Фото Алексея Вязмитинова.

Об обращении товаров

— Мы выходим на новый пласт проблем, когда надо совершенствовать законодательство и принимать целый ряд нормативно-правовых актов, которые будут регулировать вопросы обращения товаров, их безопасности и сертификации. Чтобы у нас был серьезный инструмент управления товарами, которые приходят из третьих стран, они должны быть легальными, пройти соответствующую таможенную очистку, иметь не серое обращение, что, безусловно, влияет на доходы бюджетов и конкуренцию на внутреннем рынке.

О гармонизации законодательства

— Мы в этом году устранили достаточно много барьеров во взаимной торговле. Но осталось 12 — это уже с учетом того, что появились и новые. И вот если бы законодательства стран, регулирующие те или иные вопросы, были гармонизированы между собой, тогда не принимались бы в одностороннем порядке те решения, которые создают препятствия.

Конечно, большая проблема — это продвижение белорусских товаров. Чтобы не было препятствий, касающихся приостановки продаж с того или иного предприятия молочной или мясной продукции.

Сейчас выходим на тему, которая уже годами на устах, — вопросы контроля антибиотиков в животноводческой продукции. Непросто это решается, нет еще достаточно выверенных методик, приборов, но мы стремимся к тому, чтобы все-таки убрать человеческий фактор «хочу — закрою, хочу — открою». Должен быть инструментарий, соответствующие методики.

Но это вовсе не означает, что некачественная продукция может попадать на рынки. Это улица, что называется, с двусторонним движением: если мы идем на это, значит, надо понимать каждому товаропроизводителю, что будет жесткий контроль качества.

О маркировке молочной продукции

— Белорусская молокообрабатывающая промышленность — это высший пилотаж. У нас нет контрафактной продукции, продукции сомнительного качества. Поэтому за счет того, что на общем евразийском пространстве будет ужесточен контроль качества и безопасности, для нас откроются дополнительные ниши, поскольку кого-то не допустят на эти рынки при маркировке.

Что вызывает некоторые сомнения? Я это и главам правительств озвучивал, и это, безусловно, будет учитываться в работе. Речь идет о социально значимых, дешевых товарах. У каждой бабушки утром на столе творожок, маленькая какая-нибудь упаковка. Надо ли, чтобы эти идентификационные знаки на каждой присутствовали? Это же все плюс к цене. И российские коллеги сказали, что они отработают группу товаров, которая будет маркироваться без изменения цены.

Еще один нюанс — внедрение маркировки. Здесь же невозможно разделить потоки: сегодня этот сыр производится только на экспорт или только для внутреннего рынка. Значит, надо маркировать всю продукцию — и та, которая пойдет на экспорт, и которая будет на прилавке в Минске или другом магазине Беларуси. Нужны единовременные капитальные затраты на то, чтобы приобрести оборудование и так далее. Это исчисляется миллионами долларов. Поэтому мы договорились, и Россия согласилась: мы делаем пилотный проект, в декабре будем подводить итоги, чтобы устранить возможные опасения, которые присутствуют у нас в комиссии и которые высказывает население. Для этого в рабочую группу, участвующую в отработке этих механизмов, включены не только чиновники. От нас участвует «Савушкин продукт» и целый ряд других производителей молочной продукции.

О координации совместных усилий в ­ЕАЭС

— В марте — апреле шла напряженная работа. Евразийская экономическая комиссия практически ежедневно в режиме онлайн принимала те или иные решения, связанные с тарифным и нетарифным регулированием различных товаров, их перемещением. Мы содействовали национальным правительствам, закрывая все появлявшиеся бреши, в том числе в торговле с третьими странами. Что-то ограничивали в продаже на экспорт — для товаров, в которых был заинтересован внутренний рынок, снижали или вовсе упраздняли пошлины на ввоз по импорту.

Дальше речь идет о вакцинации, о том, чтобы уже инструментально решать и на уровне фармацевтической промышленности. В этом плане хотел бы отметить весьма позитивные и реальные успехи российских ученых и фармакологов, которые действительно на передовом уровне, их разработки востребованы не только в рамках Евразийского союза, но и третьих стран, ведущих экономик США, Европы, Китая. А что касается немедикаментозных вещей, мы организовали слаженную работу главных санитарных врачей наших пяти стран, которые на регулярной основе отрабатывают все программы взаимодействия, методики лечения.
Подготовка к саммиту ЕАЭС, стратегия евразийской интеграции и тарифы на транспортировку газа. Президент встретился с председателем Коллегии ЕЭК
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter