Пархомчик рассказал о деталях разговора у Президента

Разговор у Президента

Президент не единожды подчеркивал, что стабильность в стране зависит прежде всего от работы экономики. Экономика же, в свою очередь, во многом опирается на работу промышленности. Об итогах 2020 года и перспективах работы этой отрасли в текущем году и в предстоящей пятилетке в целом шла речь во вторник во Дворце Независимости во время доклада Главе государства заместителя Премьер-министра Юрия Назарова и министра промышленности Петра Пархомчика. А в эфире телеканала «Беларусь 1» глава Минпрома раскрыл эти темы в деталях. Предлагаем читателям печатную версию интервью.

Фото  БЕЛТА

О некоторых итогах

2020 год был непредсказуемым, сложным, неопределенным. Очень сложной была первая половина года. Истоки этого лежали еще в 2019 году, когда мы почувствовали, что в экономике происходят очень серьезные изменения. Первыми это ощутили на себе Белорусский металлургический завод и ­БЕЛАЗ. Эти предприятия формируют 40 процентов объемов производства Министерства промышленности и также около 40 процентов экспорта и очень серьезно влияют на экономику Гомельской и Минской областей. Конъюнктура цен понизилась, и при том же объеме выпущенного металлопроката мы получали значительно меньше денежных средств. По ­БЕЛАЗу картина была еще сложнее. Емкость мирового рынка к концу 2019 года сократилась на 23 процента. Покупатели в мире приобрели на 650 карьерных самосвалов меньше, чем в 2018 году.
Первый квартал 2020 года складывался довольно успешно. Все предприятия работали на полную мощность и создавали определенный рост запасов продукции на складах. И по итогам первого полугодия мы приняли для себя четкое решение, что нужно производить тот объем продукции, который продается.
Но это не коснулось всех предприятий Министерства промышленности. В 2020 году большинство из них сработало с положительной динамикой. То есть выполнили свои бизнес-планы развития МТЗ, «Гомсельмаш», МАЗ, «Атлант», «­АМКОДОР» и другие. Та продукция, которую они производили, продавалась на 100 процентов. Это говорит о мудром решении Президента, что не надо останавливаться, нужно продолжать работать, соблюдая определенные правила. Это, кстати, позволило нам выйти на довольно рекордные цифры по производству и продажам бытовой техники. Хорошо сработали предприятия сельхозмашиностроения. Спрос на их продукцию был стабильный. Причем не только на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами.

По запасам пока есть сложности на ­БЕЛАЗе. Но уже наметилась положительная тенденция к концу 2020 года. БМЗ работал с колес, но получал значительно меньше выручки. БелОМО, «Интеграл», завод Козлова не показали положительной динамики свыше 100 процентов. Здесь есть вопросы. В какой-то степени это связано с ковидом, с сокращением емкости мирового рынка.

Белорусский металлургический завод. Тенденции на мировом рынке вселяют оптимизм.
Фото Ивана Яривановича.

О перспективах

Мы уже завершили защиту бизнес-планов развития наших предприятий на 2021 год. С полным пониманием и ответственностью взяли на себя очень высокие цифры по их работе.
Планируем достичь роста производства в ­105—106 процентов. И понимая, что мы что-то не сделали в 2020 году в плане экспорта, здесь тоже взяли для себя очень высокую планку — не менее 110 процентов. Причем многие цифры уже подтверждены конкретными подписанными контрактами.
Прошло потепление по БМЗ. Цены возвращаются к уровню 2018 года. Еще не вернулись, но нас радует, что начиная с августа идет стабильное повышение. С одной стороны, это приятно в части продукции БМЗ, с другой — понимаем, что на других предприятиях это повышение надо будет отработать за счет снижения затрат в реальном секторе. И ­БЕЛАЗ нас немного порадовал. Мы увидели, что спрос на карьерную технику начинает восстанавливаться. Очень серьезно он восстановился в Российской Федерации. А по дальнему зарубежью экспорт ­БЕЛАЗа в 2020 году вырос в 2,6 раза.

О настроении в трудовых коллективах

— Мы не бываем, мы живем на предприятиях. Политические события заставили нас быть там очень часто. Да, происходили определенные волнения в коллективах — как говорится, в семье не без урода. Нашлись группы людей, которые пытались разжечь большой костер, убеждали, уговаривали людей. Но я еще раз подчеркиваю: не было большого количества тех, которые пытались это сделать. Да, было какое-то небольшое смятение, люди много рассуждали, но сегодня абсолютно стабильная ситуация. Многие осознали, что путь к разрушениям — это путь в никуда.

Очень печально, конечно, что все эти волнения, этот подрыв происходили по крупным предприятиям, флагманам. Лились клевета, неправда, разного рода дезинформация. Понятно, что простому человеку иногда трудно даже разобраться и принять абсолютно правильное решение. Силы брошены были в этом направлении просто сумасшедшие. Мы вот сейчас, спустя пять-шесть месяцев, прекрасно это видим и понимаем. И видим, что спонсирование и финансирование этих идей и сейчас продолжается. Но люди уже поостыли, более твердо понимают, что можно потерять, к чему можно прийти.
Я еще отмечу один шаг. Несмотря на ковид, политические события, предприятия Министерства промышленности в полном объеме выполнили свои обязательства по коллективным договорам. Свое­временно выплачивалась заработная плата. Это тоже большое умение, старание и ответственность руководителя за выполнение своих обязательств перед коллективом.

О санкциях Запада

— С 1994 года мы все время живем под санкциями. В какой-то степени должны уже привыкнуть и вырабатывать механизмы, способы и методы борьбы с ними. Понятно, что предприятия Министерства промышленности интегрированы в мировую экономику и сегодня большая часть продукции, комплектующих завозится из Европы, Америки. Но там тоже бизнесмены, они тоже заинтересованы в продаже.

Последние известия. Под санкции к промышленным предприятиям, которые выпускают военно-промышленную продукцию, попал руководитель «­АМКОДОРА». Мы сейчас очень внимательно изучаем все эти вопросы. Сказать, что мы уже почувствовали реально и могли бы подсчитать, сколько потеряли, еще преждевременно.

Да, идут задержки поставок каких-то комплектующих, материалов — мы это почувствовали от европейских стран. Та же Финляндия — не буду называть компании, чтобы они не среагировали на мое выступление, — отказалась поставлять определенные комплектующие. Германия начала сдерживать поставки. Но это очередной стимул для предприятий Минпрома локализовывать, заниматься вопросами импортозамещения. Мы с руководством «­АМКОДОРА» буквально до нового года, понимая эту ситуацию, рассмотрели компоненты и узлы, которые завозятся из Германии, включили в планы их освоение в производстве. Кто-то теряет, кто-то находит.
Я думаю, что мы сейчас тоже внимательно очень посмотрим всю номенклатуру, которая определяет производство конечного продукта, и примем соответствующие меры. Конечно же, будем искать другие способы. И Президент подсказал: не хочет Европа поставлять — есть Китай. Это тоже один из способов. То есть найти других поставщиков, которые готовы сегодня поставлять эту продукцию.

Об инвестпроектах

— Очень много сделано опытных образцов в 2019—2020 годах. Многие эти поручения были даны лично ­Президентом. Притом это абсолютно новые направления для того же Минского тракторного завода — вы, наверное, видели машины для уплотнения снега, чтобы проложить лыжню, льдозаливочные машины. И очень важно, что на эти машины уже есть заказы для поставок в Российскую Федерацию.

Минский автомобильный завод презентовал Президенту первый электробус. У нас есть промышленное соревнование с «Белкоммунмашем», кто выработает более научно и технически правильное решение по данному вопросу. «Белкоммунмаш» идет своим путем, МАЗ идет своим путем — здоровая конкуренция.

Для решения поставленной задачи мы 29 декабря открыли сборочное производство в городе Жодино с проектной мощностью 300 единиц пассажирского электротранспорта. Сделали это очень быстро — за шесть месяцев, без шума, без крика, привлечения каких-то дополнительных средств. Притом это сделано в рамках государственно-частного партнерства.

Министерство промышленности часто критикуют, что мы мало уделяем внимания частным компаниям, — мы показали, что все-таки, когда соблюдаются интересы государства и частных компаний, можно найти общую выгоду и очень быстро решить вопросы. И это не один проект, который реализован.

Очень важно, что МАЗ уже сегодня имеет заказы на всю производственную мощность. Мы получили заказы из России, Украины, других стран. Плюс Республика Беларусь. Абсолютно уверены, что 300 единиц пассажирского электротранспорта в следующем году будет произведено. А это дополнительно к тому экспорту и тем объемам производства около 67 млн долларов.

«Гомсельмаш» долго находился в очень тяжелом финансовом положении. Спасибо Президенту за поддержку, которую он оказал. Он поверил тем мыслям, идеям, которые были изложены и положены в развитие бизнес-плана этого предприятия. Мы произвели 1860 единиц разного вида комбайнов, и очень важно, что реализовали 2200. Это плюс 400, которые были на складах.

О работе Оршанского кластера

— Орша — интересный регион. ­БЕЛАЗу достался «ПАК» — завод приборов автоматического контроля, который никогда не производил приборы активного контроля. Всем предприятиям, подконтрольным Минпрому, удалось стабилизировать ситуацию. Выросли объемы производства. Тот же «ПАК» в 2018 году производил 1,6 млн товарной продукции, а за минувший год он произвел 10,5 млн товарной продукции. То есть рост в пять раз! Появились новые виды продукции, которые мы будем продвигать на рынок.

Хорошо поработал и Минский тракторный завод. Заключены все необходимые договоры, отработаны контракты. Завод профинансирован государством в пределах 13 млн рублей, есть уверенность, что в ближайшем будущем мы будем иметь хороший европейский инструмент для обрабатывающей промышленности, произведенный в Беларуси.

Успешно сработало и предприятие «Легмаш», подконтрольное БМЗ. Дополнительно реализованы два проекта зарубежными компаниями, пришедшими на эту площадку и осуществившими ее технический передел. Оно вошло в промышленную интеграцию с другими предприятиями и ныне успешно экспортирует свою продукцию. Хорошо сработал «Оршаагропроммаш».
Реализация поставленных планов, развитие лизинга, вопросы кооперации с Россией и ответ на «бандитские санкции» Запада: Президент заслушал доклад о развитии промышленного комплекса
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter