Председатель КГК Леонид Анфимов рассказал о деталях разговора у Президента

Разговор у Президента

Фото  БЕЛТА
В четверг во Дворце Независимости в центре внимания была тема лесного хозяйства и деревообработки. Обсуждались вопросы использования излишков древесного сырья, которые образуются в том числе и по объективным причинам. О деталях разговора и некоторых других аспектах деятельности КГК в вечернем эфире телеканала «Беларусь 1» рассказал Председатель Комитета государственного контроля Леонид Анфимов. Предлагаем читателям печатную версию интервью.

О том, как навести порядок в лесу

— Думаю, что только общими усилиями, при общей заинтересованности всех ведомств, всех работников, которые завязаны на лесную отрасль, в том числе и контролеров, можно будет добиться определенного успеха в выполнении этого поручения Главы государства.

У Президента состоялся очень заинтересованный, принципиальный разговор, который, не побоюсь сказать, во многом определит дальнейшую стратегию и судьбу лесной отрасли нашей страны.

Вопрос не нов. Он исходит из требования Главы государства по запрету вывоза из страны леса-кругляка в качестве экспортного товара. Начиная с 2018 года страна фактически прекратила его вывоз. Для этого есть все предпосылки. Не зря мы начиная с 2006 года после памятного ивацевичского совещания определили для себя в качестве главного стратегического направления повышение эффективности развития лесной отрасли, использование всего древесного сырья, которое образуется в лесу. Для этого модернизировали 9 базовых предприятий, создали новые производства, вложили только в эти модернизированные предприятия более 1 млрд евро. То есть они должны были обеспечить практически всю переработку древесного сырья.

Президент заслушал доклад о повышении эффективности использования лесных ресурсов
О том, почему перерабатывается не все сырье и как решить проблему

— У нас образовалось очень много невостребованной и неиспользуемой на внутреннем рынке древесины. Министерство лесного хозяйства, видя эту ситуацию и то, что не сможем все переработать внутри страны и не допустить порчи древесины, обратилось с Главе государства с просьбой о том, чтобы получить разрешение на вывоз 900 тысяч кубометров древесины. Но не просто получить разрешение, а обозначить и пути развития лесной отрасли, чтобы она не была подвержена конъюнктурным колебаниям. Эти пути намечены прежде всего за счет создания новых производств в системе Минлесхоза. В том числе предприятий, которые будут выпускать топливные пеллеты.

Если мы видим, что у нас могут образоваться какие-то излишки, надо оперативно принимать меры для того, чтобы различными способами эту древесину переработать. Если мы ждем, что проблема рассосется сама по себе, естественно, ее не решим.

Загодя надо было предвидеть, что у нас будут образовываться излишки древесины, связанные с рубками поврежденных короедом насаждений. Он же не сегодня на нас напал. И Президент подчеркнул, что заводики по производству пеллет настолько простые, что их можно сделать буквально за год, а может, и меньше. Есть примеры, как работают частники в этом направлении. Они более мобильны и разворотливы. Такие заводы надо было думать как поставить вчера и вовлечь в оборот неиспользуемый ресурс древесины. Говорят, мы можем на этом заработать 20 — 25 млн евро. А Президент ставит вопрос: почему не 30 — 40?

Сегодня пеллет стоит в три раза дороже, чем если экспортировать лес-кругляк. Такая добавленная стоимость. А ведь в этом заключалась вся суть модернизации перерабатывающих предприятий. Чтобы мы получали большую добавленную стоимость, перерабатывая весь свой древесный ресурс.

А деревообрабатывающие предприятия загружены не полностью. Процентов на 70 — 80. К сожалению, есть еще несколько предприятий, которые еще не завершили в полном объеме модернизацию. Хотя стыдно об этом говорить. Она идет уже 8 лет. Но на Мозырском ДСК на производстве изолирующих плит ДВП они никак не могут разобраться со своим основным поставщиком оборудования, чтобы произвести пусконаладочные работы и в требуемом режиме запустить производство. Работают где-то процентов на 30. Тоже наболевшая проблема — Светлогорский ЦКК. Пока он работает тоже процентов на 40 мощности. В результате мы не перерабатываем порядка полутора миллионов кубометров древесины. У нас не было бы этой проблемы излишней древесины, если бы мы запустили полностью производственные мощности только на этих двух предприятиях. Хотя бы на 80 процентов.

Фото Виталия Гиля.

О бесхозяйственности

— В 2000-х годах мы, проводя масштабные проверки, находили очень много безобразий. Я как-то докладывал Президенту, что даже на основе моих наблюдений в ряде областей находил немало древесины прошлогодних заготовок. Когда та уже потеряла свой товарный вид и из деловой уже превратилась в дровяную. Причем тогда была проблема с сырьем и не было запрета на продажу древесины в виде круглого леса за пределы страны, мы могли бы получить очень большие деньги, если бы ту древесину экспортировали. Сейчас такой картины нет. Но в ходе контрольных мероприятий варварское отношение к лесу со стороны отдельных руководителей все еще встречается. Вот недавняя наша проверка Старобинского лесхоза, по итогам которой мы были вынуждены возбудить уголовное дело: там пропали почти 1,5 тысячи кубометров древесины.

О нарушениях в АПК

— Их выявлено много. То, что мы успели проверить — а нашими силами дойти до каждого хозяйства нереально, — 2.490 нарушений зафиксировано на проверенных объектах. Оперативно удалось устранить более 77% из них. По результатам этой работы привлечено к дисциплинарной ответственности 86 руководителей и специалистов райисполкомов, 623 сельскохозяйственные организации. 196 руководителей и специалистов сельхозорганизаций привлечены к административной ответственности, возбуждено 15 уголовных дел. Это вынужденные меры, к которым мы шли и будем идти и импульс которым дал Глава государства в Шкловском районе в ходе посещения им Могилевской области. Это напряжение сохранится, и мы будем на протяжении определенного времени держать руководителей в тонусе, чтобы тот порядок, который мы смогли навести в ходе этой весенней кампании, остался, по крайней мере, на несколько лет. И будем поддерживать этот порядок на постоянной основе. А то и сейчас, бывает, приезжаешь в то или иное хозяйство, а там никто и не чесался. Думают: «Вдруг нас пронесет». Не пронесет!

О ситуации в Орше

— Мне бы хотелось, чтобы она стала лучше. Ведь все подумали — если Президент создал штаб во главе с Администрацией Президента, Управлением делами, Комитетом госконтроля и Палатой представителей, то именно их руководители должны управлять всеми процессами. И чиновники на местах сидят и ждут наших решений и практических действий. Это совершенно неправильно! Главная задача, которая стоит перед нами, — заставить людей работать. Мы это и делаем, но они ждут практического наполнения именно от нас. Если Правительство и местные органы власти не повернутся лицом к этой проблеме, может произойти «вторая Орша» — но уже в отношении тех людей, кто облечен властью по решению проблем Оршанского региона. Пока показатели социально-экономического развития там далеки от идеальных. В строительном комплексе есть некоторое движение, а вот промышленность меня беспокоит. И особенно планы на 2022 год, 2023-й. Я из опыта знаю: если человек намечает планы на далекую перспективу, это временщик. Он думает: в 2020 году я, может, соскочу с этой проблемы и меня потом не достанут. Нет: все будут отвечать за то, что не сделали. И отвечать очень жестко.

О долгостроях

— Здесь тоже с сожалением бы отметил, что надо постоянно ходить с дубиной и постоянно контролировать. Пока не занесешь дамоклов меч над чьей-то головой, проблема с мертвой точки не сдвигается. На семинаре по строительному комплексу (республиканский семинар-совещание о повышении эффективности строительного комплекса в ноябре 2018 года. — Прим. ред.) Главой государства была поставлена задача под нашим контролем с прокуратурой снизить количество проблемных домов. С 35 домов количество уменьшилось до 8 (из тех проблемных домов, которые были на момент проведения семинара). Но, как подснежники, вдруг повылазили новые проблемные дома. Уже в этом году их 32. И в лидерах тут Минская область. Видимо, придется принимать серьезные решительные меры. Мы и Правительство проинформировали об этом. И Минской области, наверное, надо более пристальное внимание этому вопросу уделять. Это сегодня самая большая проблема для белорусской семьи — получить крышу над головой. Тем более если мы привлекаем деньги населения в жилищное строительство и вдруг появляется долгострой. А ведь практически в каждом договоре есть приписка, что в случае удорожания материалов, индекса строительно-монтажных работ и прочего индексируется стоимость возводимого жилья. И людям приходится нести дополнительные затраты. Но и не это главное. Если человек ждет, что квартира должна быть построена в июне 2019 года, а ее ввод переносят на год, представляете, с каким настроением человек живет этот год. Он же не УКС ругает, а власть. Естественно, мы со своей стороны вместе с Генпрокуратурой будем принимать самые жесткие меры к таким нерадивым застройщикам.

 О проверках и ответственности

— Может, кто-то этим (либерализацией ответственности. — Прим. ред.) и воспользуется, но я не думаю, что это будет массово. Потому что все знают, что рано или поздно к нему придут, если он ведет недобросовестно хозяйственную деятельность или с нарушениями закона. Если мы снижаем количество проверок, это не значит, что у нас нет других инструментов, рычагов, мер воздействия на нерадивые субъекты хозяйствования. Если мы не пошли к нему на проверку, это не значит, что он вне поля зрения контролирующих и правоохранительных органов. У нас достаточно рычагов, чтобы поставить в правовое поле всех, кто пытается с него свернуть. Мы сегодня идем с проверкой не по принципу «давно не были, поэтому пришли». В работу всех контролирующих органов внедрен принцип, завязанный на риск–ориентированный подход. Если мы видим, что возникают какие-то риски, которые могут говорить о том, что предприятие работает вне правовых рамок, мы назначаем его проверку. Если говорить по прошлому году по сравнению с 2017-м, мы в 17 раз сократили количество проверок.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter