Сергей Румас рассказал о деталях доклада Президенту

Разговор у Президента

О деталях доклада Президенту, более подробно о работе экономики страны в целом, о ценах и доходах населения, рецептах оздоровления проблемных предприятий и других аспектах деятельности Правительства Премьер‑министр Сергей Румас рассказал вчера в вечернем эфире телеканала «Беларусь 1». Предлагаем вниманию читателей печатную версию этого актуального интервью.


О работе экономики

— Конечно, полной удовлетворенности нет. С одной стороны, выполнены все качественные показатели и ситуация в экономике стабильная. Экономика развивается сбалансированно. В частности, я могу сказать, что инфляция находится в заданных параметрах. У нас в целом планка 5 процентов, и по тому, как развивается ситуация на потребительском рынке сегодня, мы видим, что каких‑то опасений, что к концу года будет всплеск по инфляции, нет.

Стабильная ситуация на валютном рынке. Население за полгода продало валюты банкам больше, чем купило, на 800 миллионов долларов. И вы видите, что белорусский рубль даже укрепляется не только к какой‑то одной валюте, а к корзине валют, что, собственно говоря, несет какие‑то новые вызовы для наших предприятий. 

В частности, сейчас мы занимаемся проблемой положительных курсовых разниц, когда от переоценки валютных кредитов предприятия получили положительную курсовую разницу. У нас раньше такого не было, и им необходимо платить налоги. То есть доход, который они получили, виртуальный, а в налоговую инспекцию надо платить вполне осязаемо, и у кого большие заимствования в валюте — это крупные суммы. Поэтому Глава государства согласился с нашими предложениями и на первом этапе принял решение о том, чтобы налоговая инспекция предъявляла к взысканию налоги с курсовых разниц по итогам года.

Стабильная ситуация на кредитном рынке. Процентные ставки падают, и Правительство приветствует решение Национального банка о снижении ставки рефинансирования до 9,5 процента. Мы ожидаем, что это приведет к снижению процентных ставок и снижению нагрузки на экономику.

У нас растут прямые иностранные инвестиции выше плана. Мы по итогам полугодия имеем больше миллиарда долларов на чистой основе. Ряд других показателей качественных, которые показывают, что экономика находится сегодня в равновесном состоянии.

Вместе с тем экономический рост сегодня в стране ниже, чем ожидало Правительство. И сегодня Президент акцентировал на этом внимание. Это то, над чем нам придется работать более напряженно во втором полугодии.

О ценах

— Мы имеем цифры по 7 месяцам. Это 3,1 процента инфляции. Скажу больше: оперативная информация по августу говорит, что прирост потребительских цен нулевой. Поэтому ситуация стабильная.

Да, если мы посмотрим корзину, по которой считается инфляция, то мы увидим, что цены на разные группы товаров и услуг росли неравномерно. Цены на социально значимые товары выросли более быстрыми темпами. На некоторые из них до 10 процентов, что, конечно же, выше, чем общая инфляция. И эта тема является предметом пристального внимания со стороны Министерства антимонопольного регулирования и торговли. Недавно постановлением Правительства мы расширили перечень социально значимых товаров, которые мы рассматриваем, до двадцати. У нас создана межведомственная комиссия, в которую входят представители в первую очередь Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Национального банка, Белстата, проф­союзов и которая рассматривает рост цен на социально значимые товары. Думаю, результатом этой работы будет то, что прирост цен по социально значимым товарам приостановится.

О зарплатах

— Сегодня акцент деятельности Правительства — это требование Главы государства — перенесен в первую очередь на то, чтобы зарплаты бюджетников не падали ниже 80 процентов от средней заработной платы. На то, чтобы в стране не было предприятий, на которых бы получали неоправданно низкую заработную плату. Правительство разбило на категории эти предприятия. В частности, в первом полугодии мы занимались теми, кто получает в среднем по предприятию менее 400 рублей. Таких предприятий на сегодня практически не осталось. Их единицы. Мы знаем причины, по которым у них это происходит, и знаем пути, как и когда эта ситуация будет исправлена. Со второго полугодия мы начинаем предметно заниматься предприятиями, средняя зарплата на которых менее 500 рублей.

О белорусско‑российских отношениях

— Для того чтобы к 1 декабря мы подошли с подготовленным для подписания главами государств пакетом документов, надо сегодня очень плотно поработать министерствам и в целом Правительству. Вы знаете, что сегодня документ, над которым работает рабочая группа Крутой — Орешкин (Дмитрий Крутой, министр экономики Беларуси; Максим Орешкин, министр экономического развития РФ. — Прим. ред.), к которой уже подключились премьер‑министры Беларуси и России, — это обновленная программа действий по реализации положений союзного договора. Я проинформировал Главу государства, что сегодня эта программа фактически согласована.

С Главой государства необходимо было обсудить несколько принципиальных моментов, которые заложены в этой программе. И в принципе, Глава государства одобрил подходы, которые согласовало Правительство со своими коллегами, и мы во вторник уже внесем Главе государства проект этой программы для его одобрения. Для того чтобы уже в начале сентября (у меня есть договоренность с моим коллегой — Дмитрием Анатольевичем Медведевым) премьер‑министры парафировали эту программу действий.

Для чего важен этот этап? Согласно этой программе действий, к 1 ноября в основном госорганы должны разработать 28 «дорожных карт» по различным секторам экономики. Если вкратце рассказать суть этой программы, то реализация ее концепции будет означать исполнение следующего принципа: «Две страны — один рынок». В этой программе нет вопросов политического характера, которые где‑то будоражатся в СМИ. Я понимаю, что это, наверное, происходит отчасти и потому, что до этого переговорщики не раскрывали ход переговоров, положения этой программы. Но я думаю, что после ее парафирования правительства двух стран опубликуют ее для того, чтобы у общественности были сняты какие‑то опасения по поводу вопроса суверенитета и других.

Программа направлена на реализацию чисто экономических положений и предусматривает механизмы, при которых на две страны будет функционировать единый рынок. Предприятия на общем рынке должны работать в равных условиях. Под равными условиями мы понимаем одинаковые цены на энергоносители как основную часть затрат предприятий. Это одинаковая налоговая нагрузка, это одинаковые регуляторные требования к предприятиям. Вот это тот набор инструментов, который должен позволить белорусским предприятиям получить равный доступ на российский рынок, ну и, естественно, это дорога с двусторонним движением. 

О рынке ЕАЭС

— Если рынок больше, он дает дополнительные возможности, но вместе с тем и дополнительные угрозы ввиду того, что конкуренция может ужесточаться. Большинство крупных наших промышленных предприятий в сфере транспорта, в сфере услуг готовы конкурировать с российскими предприятиями на общем рынке. Часть предприятий опасаются этой конкуренции и сегодня работают, наверное, несколько в тепличных условиях. И для этих предприятий, для этих отраслей, конечно, в программе будут предусмотрены какие‑то переходные периоды, в рамках которых они смогут принять какие‑то компенсационные меры для того, чтобы соответствовать рынку. В противном случае им будет сложно найти свое место, потому что наша долгосрочная, конечно, цель — это повышение конкурентоспособности. Только тогда предприятия и их работники могут быть уверены в завтрашнем дне. Только тогда они смогут быть уверены, что будут работать на общем рынке не только с Российской Федерацией, но и с другими странами, согласно правилам ВТО.

Что касается работы по присоединению Республики Беларусь к ВТО, то она вступает в заключительную стадию. У нас остается все меньше и меньше неурегулированных вопросов. Наши четыре партнера по евразийской интеграции уже в ВТО, и Беларусь приняла на себя все обязательства, по сути, в рамках ВТО, не являясь ее членом. Поэтому для нас вступление в ВТО принесет только положительные моменты, потому что те страны, которые с нами сегодня работают и устанавливают барьеры как со страной — не членом ВТО, должны будут подчиниться общим правилам. 

О новой программе семейного капитала

— Правительство с учетом поручения Главы государства разработало и внесло на его рассмотрение проект указа о продлении программы «Семейный капитал». Программа, которая будет реализовываться в 2020 — 2024 годах, имеет ряд новаций, для многодетных семей она значительно лучше предыдущей. Семейный капитал с 1 января 2020 года будет заметно увеличен. Вторая важная новация — семья получит возможность распоряжаться средствами семейного капитала, не дожидаясь 18‑летнего срока — на улучшение жилищных условий, на образование какого‑либо члена семьи либо на медицинское обслуживание.



Кстати, что касается медобслуживания, Правительство также предложило расширить перечень услуг, которые могут быть профинансированы за счет средств семейного капитала. Если Глава государства согласится с этими подходами, то с 1 января 2020 года эта программа начнет действовать. А чтобы две программы были уравнены и те, кто получил семейный капитал по первой программе, не были ущемлены, Правительство предложило новые подходы, касающиеся досрочного использования средств, распространить и на те семьи, которые получили семейный капитал по программе 2015 — 2019 годов.

О закупочных ценах на фрукты и овощи

— В стране создана система, когда потребкооперация излишки продукции у населения скупает. У потребкооперации для этого есть соответствующая инфраструктура — более 700 заготовительных пунктов, 5 тысяч магазинов, которые также могут принимать излишки продукции, выращенной физлицами. Конечно, всегда встает вопрос по цене. Естественно, продавец хочет получить за свой товар больше, потребкооперация же ориентируется на рыночные цены — те, по которым она сможет продать эту продукцию или переработать ее. И здесь, конечно, надо искать баланс. 

Совершенно справедливы чувства людей, которые вырастили продукцию, готовы отдать ее даже дешево — но видят, что в торговых сетях на полках представлена в основном импортная продукция, которая и дороже, и по вкусовым качествам хуже, чем наша. Это проблема. Но я разговаривал и с сетями. Сети готовы брать белорусскую продукцию и выкладывать ее на свои полки. Но нужно понимать, что крупная торговая сеть — это сложный механизм, она законтрактовывает продукцию за год вперед. Крупная сеть не может работать с фермером, даже с самым крупным. Поэтому если фермеры хотят быть представлены в торговых сетях, им нужно объединяться, создавать оператора, который сможет работать с сетями, сможет гарантировать поставки этой продукции в сети.

Следующий момент — создание перерабатывающих производств. Это бизнес, и заниматься им должны те, кто производит. Если они видят, что уже вышли на такой уровень, что могут создать бизнес‑план и просчитать экономическую целесообразность создания предприятия... Мы готовы рассматривать разного рода поддержку для таких инициатив — и в наших интересах, чтобы в торговых сетях было максимально больше качественной белорусской продукции. 

Фото Александра КУЛЕВСКОГО и  БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter