Швед рассказал о деталях состоявшегося у Президента совещания

Разговор у Президента

Во вторник в вечернем эфире телеканала «Беларусь 1» Генеральный прокурор Андрей Швед рассказал о деталях состоявшегося у Президента совещания. Предлагаем вниманию читателей печатную версию интервью.

Фото БЕЛТА

О решении по возвращению беглых

— Это шаг гуманизма. Если хотите, шаг милосердия, помощи тем, кто заблудился, попал в сети пропаганды, ложной информации. Вопрос в том, чтобы создаваемая межведомственная комиссия всем нашим гражданам, кто в силу тех или иных обстоятельств выехал за пределы страны, но опасается вернуться на Родину, во-первых, разъяснила их статус на сегодняшний день с точки зрения возможных якобы претензий правоохранительных органов. Во-вторых, разъяснила порядок возвращения. И в-третьих, если есть какие-то претензии со стороны правоохранительных органов в отношении тех граждан, которые раскаялись, притом публично, и действительно хотят жить мирной жизнью, соблюдать закон, применить правовые механизмы, связанные с тем, чтобы они и дальше были полноценными гражданами нашей страны.

О работе комиссии

— В ближайшее время мы решим организационно-технические вопросы, связанные с тем, что в СМИ будут указаны почтовые, электронные, другие адреса, куда человек сможет направить свое заявление в комиссию. К этому заявлению, как мне представляется, нужно будет приложить копию своего паспорта. В заявлении изложить обстоятельства, связанные с пребыванием за границей, сведения, которыми человек располагает по поводу того, что якобы к нему могут быть какие-то претензии. И его заверения в том, что он законопослушный гражданин либо в дальнейшем будет таковым. Это обращение будет рассмотрено в кратчайшие сроки, и человек получит письменный ответ. Сегодня как минимум три категории наших граждан при желании могут подать такое обращение. Первая — те, кто искренне заблуждается о наличии претензий со стороны органов власти. Вторая — кто совершил незначительные проступки, например, связанные с административной ответственностью, но заблуждается относительно последствий своих деяний. И третья — лица, совершившие менее тяжкие преступления и публично раскаявшиеся. Такое лицо в соответствии с законом понесет ответственность, но она точно не будет связана с лишением или ограничением свободы. И такие гарантии это лицо получит и сможет с этим документом вернуться в Беларусь.

О гарантиях

— Конечно, у человека может возникнуть сомнение: хорошо, я приеду, а ко мне потом претензии появятся. Но мы в проекте указа закладываем норму, связанную с тем, что когда комиссия принимает решение в отношении деяний, совершенных до принятия решения о возможности въезда в страну, то какие-либо действия в отношении этого лица возможны будут только с согласия Генпрокурора, то есть председателя комиссии. В этом случае мы будем разбираться, но даем гарантию, что никакие меры процессуального принуждения не будут применяться, если только человек не совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, которое утаивает. Но те три категории граждан, о которых я сказал, могут быть совершенно спокойны.
С другой стороны, мы ни в коем случае не должны пропустить на территорию нашей страны боевиков, экстремистов, которые могут воспользоваться этим шагом гуманизма.

О количестве уехавших

— Эту цифру никто не назовет. Она постоянно в динамике, меняется и отражает общее количество лиц, которые пересекли границу. Но у нас есть и открытая граница с Российской Федерацией. Кроме того, из общего числа практически невозможно сегодня вычленить тех, кто уехал в силу своих взглядов и убеждений. Скажем, айтишники многие уехали потому, что им предложили якобы лучшие условия. Сейчас они возвращаются целыми семьями к нормальной жизни и живут дальше ею. Но и среди них часть принимала участие в каких-либо массовых мероприятиях — и у них могут быть сомнения. Пожалуйста, обращайтесь в комиссию — и мы эти сомнения развеем.

О наказании участников боевых действий в Украине в составе «полка Калиновского»

— Пощады им не будет. Не было, нет и не будет. Правоохранительный блок наработал конкретную систему противодействия экстремизму. Мы выполняем свои задачи. На наших улицах мир и спокойствие. И интенсивность этой работы, ее эффективность ни в коем случае снижаться не будут. Это очень важный тезис. Чтобы вы правильно заметили и не подумали, что мы здесь проявляем какую-то слабость. Это не слабость. Это позиция сильного государства.
Те, кто совершил тяжкие, особо тяжкие преступления, те, кто посягнул на жизнь, на здоровье, в том числе правоохранителей, предстанут перед судом, понесут самое суровое наказание. Наряду с теми, кто уже осужден за такие преступления.
Это организаторы и активисты, те, кто бил, ломал, крушил, подталкивал, финансировал и так далее. Большинство из них уже установлены и понесли суровую ответственность. В отношении этой категории лиц практика работы правоохранительных органов меняться не будет. Что касается других категорий, у них есть возможность вернуться на Родину.

Об ответственности участников незаконных акций протестов, оставшихся в Беларуси

— Вы знаете, это очень сильное заблуждение, что всех будут грести под одну гребенку. На сегодняшний день тем из находящихся на территории страны лицам, кто раскаялся, пошел на сотрудничество, загладил свою вину, возместил ущерб, как правило (почти во всех случаях), мера наказания минимальна либо не связана с лишением свободы. Для тех, кто чувствует за собой вину, есть правовые нормы, связанные с явкой с повинной, сотрудничество с правоохранительными органами, досудебное соглашение и ряд других правовых механизмов, которые обязательно учитываются органами, ведущими процесс, либо судом при принятии решений в сторону смягчения ответственности.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter