Александр Конюк и Иван Носкевич рассказали о некоторых подробностях своих докладов Президенту

Разговор у Президента

О некоторых подробностях своих докладов Президенту Генеральный прокурор Александр Конюк и председатель Следственного комитета Иван Носкевич рассказали в проекте телеканала «Беларусь 1» «Разговор у Президента».

Александр Конюк: Мы стали ближе к людям

О статистических противоречиях

— В отношении статистики у нас с Президентом получился довольно оживленный разговор. Потому что я обратил внимание, что мы пока не можем, к сожалению, унифицировать статистику по криминогенной ситуации в стране. У каждого правоохранительного ведомства эта статистика своя: у Генеральной прокуратуры, МВД, Следственного комитета, судов. Наверное, придет то время, когда такую статистику надо будет обобщить в одном органе. Это нормальная практика, все страны идут по этому пути. Который скажется и на имидже страны, и на ее инвестиционном климате, и на решении многих других проблем, которые вытекают из этих якобы сухих цифр. Из которых мы сегодня видим, что общая преступность в стране снизилась, но в то же время некоторые моменты нас беспокоят. Например, рост коррупционной преступности. Я уже объяснял, что это связано в первую очередь с активизацией деятельности правоохранительных органов. То есть мы более активно стали этим заниматься, поэтому и статистика увеличилась.

О наиболее подверженных коррупции сферах

— Надо понимать, что проявления коррупции — это очень высокого уровня латентные преступления, они требуют особо тщательного подхода. Что касается конкретных сфер, у всех на слуху сегодня сфера здравоохранения. Но в этом отношении можно назвать также сферу строительства, сельское хозяйство. На итоговом совещании 22 декабря прошлого года в Генеральной прокуратуре мы с Главой Администрации Президента и нашими коллегами‑правоохранителями определились, что есть необходимость внести изменения в закон о борьбе с коррупцией.

О состязательности в суде

— Не хотел бы расхваливать возглавляемое мною ведомство, но если мы уже отправляем дело в суд, то стараемся, чтобы туда же шел обвинитель высочайшей квалификации. Состязательность, которая сегодня есть в судах, — это не пустой звук. И она предполагает очень высокий уровень участников процесса — и судьи, и прокурора, и защитника. 

О лыжном спорте

— Я отвечаю за Белорусскую федерацию лыжных гонок. К сожалению, мы не имели пока хороших успехов. Правда, в последний год мы переформатировали лыжную команду. Главная проблема — необходимо создать систему. Я твердо убежден, что спортсмены из других стран нас не выручат, нам нужна мотивация собственных спортсменов, для которых Беларусь — не пустое понятие.

О будущем векторе органов прокуратуры

— Как военный человек могу сказать: у нас есть задачи, которые мы выполняем по штатному предназначению. То есть имеются основные векторы прокурорского надзора, которые являются даже в какой‑то степени классическими. Но мы пересмотрели и критерии оценки деятельности прокуратуры. И все больше и больше на первый план выходят экономика и сельское хозяйство. Это нормально, прокурор должен заниматься работой на земле, а не какими‑то отвлеченными бумагами. Надо воспринимать нас более креативно, мы не только участвуем в правосудии, но и уделяем внимание житейским вопросам. Посевной, уборочной, строительству. Говоря другими словами, наверное, мы стали ближе к народу.

Иван Носкевич: Раскрываемость уголовных дел стабильно высокая 

О доказательности следствия

— В целом в производстве следователей Следственного комитета находилось около 150 тысяч заявлений и сообщений о происшествиях и преступлениях. Возбуждено порядка 125 тысяч уголовных дел. Причем их раскрываемость стабильно высокая — порядка 70% за последние годы. Наверное, очень важно оценить все цифры прошлого года в контексте того посыла, который дал Глава государства. А именно Президент обратил внимание, что ни один невиновный не должен понести уголовную ответственность. Нами приняты все возможные меры, чтобы привлекались к ответственности и направлялись в суд уголовные дела только в отношении лиц, виновность которых доказана на сто процентов.

О создании ведомственного учреждения образования

— Это очень важный, даже определяющий для нас вопрос. Поскольку наличие своего ведомственного учреждения образования придает не только статус Следственному комитету. Это неотъемлемая часть любого государственного органа. До этого момента у нас пока не было своего института. Сообща мы пришли к выводу, что институт повышения квалификации и переподготовки должен быть в Следственном комитете. Вся подготовительная работа проведена, необходимые расчеты тоже сделаны, имеется соответствующая аналитика, и Главе государства подготовлен проект указа о создании такого института. Президент концептуально одобрил саму идею и согласен с тем, что свое учебное заведение в ведомстве должно быть.

Об убийстве ребенка в Лунинце и трагедии в Серебрянке

— У нас все уголовные дела, все чрезвычайные происшествия с участием детей находятся на особом контроле. Эти дела находятся в производстве главного следственного управления центрального аппарата. По Лунинцу случай, конечно, вопиющий. (В октябре прошлого года в квартире многоэтажного дома в Лунинце нашли тело жестоко убитой восьмимесячной девочки. — Прим. ред.) Такого в истории современной Беларуси вообще не было. Картина происшествия нами установлена. Расследование уголовного дела близится к завершению. Нам осталось совместно с судебно‑медицинскими экспертами выяснить ряд деталей, которые не позволяют пока предъявить окончательное обвинение. С экспертами предстоит очень детально, тщательно исследовать все события, дать оценку роли каждого, кто присутствовал в квартире, матери, ее знакомому, хронологически разложить все события и только тогда предъявить окончательные обвинения и направить дело в суд. Мы справимся с этой задачей. Думаю, что вина каждого будет объективно доказана. 

О происшествии в Серебрянке. Так получилось, что на фоне неприглядной картины (обнаружение младенца под балконом) к этому случаю тоже был повышенный интерес. Мы возбудили дело по ч. 2 ст. 139 («Умышленное убийство»). Задержали пять человек, которые находились в квартире накануне произошедших событий. Но там ситуация немного более запутанная, и предстоит очень много работы, чтобы установить, отчего погиб ребенок. В двух словах скажу, что телесных повреждений, связанных с падением с 11‑го этажа, на теле ребенка не имеется. То есть погиб он в силу других причин, и нам еще надо будет детально во всем разобраться.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter