Разговор психолога с "минером"

"В Большой зал кинотеатра "Беларусь" зашел человек в черном со взрывчаткой.
"В Большой зал кинотеатра "Беларусь" зашел человек в черном со взрывчаткой. Это правда, хотите - верьте, хотите - нет. Я видел, я знаю, не упустите его!" На вопросы дежурного УВД Брестского облисполкома позвонивший по 02 не ответил - бросил трубку. Не реагировать на такое сообщение было нельзя, и сотрудники милиции, спасатели и саперы выехали по тревоге в кинотеатр в центре Бреста. Дело было перед вечерним сеансом, в зале собралось не менее 150 человек. Всех эвакуировали.

В пресс-службе областного УВД рассказали, что "человека в черном со взрывчаткой" в кинотеатре не нашли. А вот звонившего задержали. Им оказался 18-летний парень, который уже несколько раз привлекался к административной ответственности за ложные звонки о заминировании брестской СШ N 9. Теперь "минер" со стажем решил взяться за старое. В милицию он звонил из таксофона, который находится недалеко от "Беларуси". И мог наблюдать, что после его звонка творилось у кинотеатра. Вот только уйти от наказания ему явно не удастся. Выезжавшие по вызову службы намерены заставить телефонного террориста оплатить все их расходы.

Это ЧП - одно из многих подобных. А брестский телефонный рецидивист - рядовой армии телефонных "минеров", которых, кажется, расплодилось нынче, как мух цеце в джунглях. В большинстве своем это несмышленые дети и подростки, а также пьяные или душевнобольные взрослые. Из озорства, желания получить порцию адреналина либо в припадке безумия они звонят в милицию. Но не только милиционерам и спасателям, а и многим сугубо штатским людям приходится, к сожалению, время от времени слышать в трубке: "Алло, вас заминировали!" Как в таком случае нужно поступать? Продолжать беседу, вызывать милицию или игнорировать сообщение? Специалисты Минского городского психоневрологического диспансера разработали ряд рекомендаций.

Психологи объясняют, что цель диалога с позвонившим - затянуть разговор, тем самым дать специалистам возможность установить место, откуда звонит "минер". Продолжение разговора дает возможность более точно определить эмоциональное состояние собеседника, его возраст, особенности мышления, специфику голоса. При этом задавайте "минеру" больше вопросов. Вот варианты: "Я вас правильно понял, объект заминирован? Я могу передать это сообщение моему начальнику или милиции? Когда будет взрыв? Мощности заряда хватит, чтобы разрушить наше здание? Сколько человек может погибнуть? Кто-то еще знает о подготовке взрыва? Вы хотите, чтобы саперы разминировали здание? Желаете посмотреть? Приглашаю вас. Вы знаете, какой тюремный срок предусмотрен за минирование?" После ответа на первый ваш вопрос вы также можете сказать: "Я вам не верю, вы развлекаетесь, шутите. Если это серьезно, перезвоните по этому номеру через 30 секунд". При возможности параллельно с этим разговором попросите коллег или соседей по дому позвонить по 02 или в местный РОВД. Если "минер" не хочет идти на контакт, психологи советуют сказать ему: "Сейчас вы будете арестованы. Но я могу сделать так, чтобы вы не пострадали. Вам лишь нужно ответить на мои вопросы". Конечно, во многих случаях "юморист" просто бросит трубку, но если вдруг клюнет на удочку, это может помочь его обезвредить.

Эти "памятки" распространены в сотнях учреждений, больницах и поликлиниках, школах, вузах, на предприятиях и не имеют грифа "Совершенно секретно". По мнению руководителей Минского городского психоневрологического диспансера, многие задержания телефонных террористов произошли именно благодаря этим рекомендациям. И чем больше людей получит такой ликбез, тем меньше станет "заминирований".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter