Минск
+13 oC
USD: 2.05
EUR: 2.26

«Формула-1». Эксклюзивное интервью с пилотом команды "Лотус" Романом Грожаном

Разговор по душам

Ровно 2 года назад Роман Грожан спровоцировал тяжелую аварию на старте Гран-при Бельгии...
Ровно 2 года назад Роман Грожан спровоцировал тяжелую аварию на старте Гран-при Бельгии. Переполнив чашу терпения стюардов и соперников, французский дебютант был дисквалифицирован на следующую гонку. Уроки наказания не прошли даром, и уже в прошлом году Роман стал открытием для чемпионата, раз за разом поднимаясь на подиум вместе со своим именитым напарником Кими Райкконеном. Изменение регламента в этом сезоне отбросили команду «Лотус» в самый конец пелотона, где они едва опережают заведомых аутсайдеров. От этого все надежды на звездную карьеру Грожана заметно поубавились. Под сомнение ставится теперь даже его контракт на следующий год. Но лично для меня Роман по-прежнему остается талантливым пилотом, которому в нынешнем году просто не повезло с машиной. 

- Роман, после успешного прошлого сезона, где тебе для полного счастья не хватило разве что победы в Гран-при, нынешний сезон стал явным разочарованием. Скажи, сегодня к тебе на пресс-конференции приходит меньше журналистов, чем раньше? Или ничего не изменилось в этом плане?

- (смеется) Неожиданный вопрос. Но должен заметить, что он возник не на пустом месте. В общем, в этом году действительно приходит заметно меньше представителей СМИ, чем это было год назад.

- Ты считаешь, что это связано с отсутствием у тебя хороших результатов?

- Наверное, да. Чем лучше ты едешь, чем лучше твои результаты, тем больше вас, журналистов, появляется на этих встречах с пилотом. Но я не могу сказать, что ко мне пропал интерес со стороны прессы. Уменьшился, но не пропал.

- В самом начале твоей карьеры в «Формуле-1», когда ты совершал много ошибок, приводящих к авариям уже на старте, многие журналисты приходили задать тебе один вопрос: почему ты так ездишь? Теперь уже этот вопрос тебе не задают?

- С этим все уже отрегулировано. Нет больше повода задавать такой вопрос.

- Ты по-прежнему общаешься перед гонками со своим психологом или в этом отпала необходимость?

- Я считаю, что в этом есть необходимость всегда. И я по-прежнему регулярно общаюсь со своим персональным психологом. Минимум раз в неделю. 

- Это тебе сильно помогает?

- Думаю, что да. Как в персональном, так и в профессиональном плане. Мы добились хороших результатов. В этом сезоне у меня в общем-то новая роль лидера команды и это предъявляет ко мне повышенные требования. Плюс к этому ситуация в команде несколько сложнее, чем в прошлом году. Можно в целом сказать, что для меня это практически новая работа, новый опыт. 

- То есть, команда для тебя определила роль лидера?

- Я пытаюсь им быть.

- А что твой напарник, Пастор Мальдонадо, спокойно с этим соглашается? Или вы ведете конкурентную борьбу за звание быть лидером?

- Конкуренция с твоим напарником будет всегда. Возьмите даже «Мерседес». У Нико и Льюиса, пожалуй, еще большая конкуренция внутрикомандная, чем внешняя с соперниками. Что до Пастора, то мы неплохо ладим. У нас схожее отношение к нашим болидам, схожий предшествующий опыт. И это нам дает возможность развивать его достаточно быстро. 

- Пилотируя одинаковые машины, вы имеете возможность знакомиться с работой напарника и заимствовать оптимальные настройки?

- Да, именно так мы и делаем. И это очень сильно помогает.

- А что ты скажешь в целом по поводу машины «Лотус» в этом году? Вы сможете добиться значимых результатов или болельщикам придется подождать следующего сезона?

- Мы работаем над этим. И много работаем. Есть вещи, которые сразу же дают видимое улучшение, есть такие, которые дают результат на перспективу. Может быть, со стороны это не так заметно, но я, садясь всякий раз за руль на очередном Гран-при, вижу, что машина развивается. И мы движемся в правильном направлении. И надеюсь, что результаты должны появиться.

- Машина этого года сильно отличается от прошлогодней. Какой болид тебе нравится больше?

- Прошлогодний. Потому что он лучше работал, мне нравилась наша выхлопная система, было больше аэродинамики. И в целом он был надежнее. Но сегодня чем ближе мы подбираемся к машинам соперников, тем больше мне начинает нравиться наш новый «Лотус». 

- А что ты скажешь по поводу звука нынешнего мотора? Эта тема уже настолько избита, что только самый ленивый не интересовался мнением пилотов об этом. 

- Да, звук мотора нынешнего и прошлогоднего сильно отличается. Я чувствую некоторую ностальгию по атмосферному движку. Мне его, честно сказать, немножко не хватает. Но в этом году пришли новые технологии. И приходится привыкать к новым реалиям.

- Говорят, что нынешние машины слишком уж перегружены технологиями. Может быть, стоило бы сделать машины более простыми, чтобы повысить именно роль пилота, а не машины в гонках? 

- Роль пилота всегда остается очень важной. Я недавно ездил на чемпионской машине Алена Проста 1983 года выпуска «Рено РЕ 40». Манера управления по сравнению с нынешними машинами сильно разнится. Были вещи более легкие, чем сейчас, и, напротив, более сложные. Сегодня уже сформировалось иное управление системой энергии машины. Иные технологии. Роль пилота претерпела эволюцию. Но нельзя сказать, что раньше было сложнее или легче. В любом случае всегда побеждает лучшее сочетание лучшего автомобиля и лучшего пилота. Конечно, огромную роль играет быстрая машина, но без хорошего пилота она не будет финишировать первой. Что до новинок, то мы все время должны адаптироваться к приходящим изменениям. 

- Некоторые считают, что в нынешних условиях пилоту требуются чуть ли ни знания инженера или техника, чтобы справляться со всеми технологиями, пришедшими сегодня в «Формулу-1». Так ли это?

- Нет, я так не считаю.

- То есть идти учиться в университет техническому делу для управления сегодняшними болидами не требуется?

- Нет. Можно обойтись и без учебы в университете. 

- В твоей гоночной биографии есть несколько лет занятий картингом. Ты считаешь, что эта школа обязательна для гонщика, решившего стать пилотом «Формулы-1»?

- Я считаю, что это очень важно, чтобы научиться гоняться, чтобы понять, что такое гонка, что такое борьба на трассе. И это дает также возможность понять, кто из гонщиков хорош, а кто - не очень. Так что картинг – это очень важно. 

- Я знаю одного мальчишку, ему всего 5 лет. Но он настолько быстр в картинге, что легко обходит более старших и опытных сверстников. Что бы ты посоветовал ему и его родителям? Куда им обратиться с этим юным талантом?

- Искать спонсоров и соревнования. Нужно быть быстрым, иметь удачу, хорошего спонсора, быть в программе соревнований… Конечно, все это иметь одновременно очень сложно. В этом-то и проблема. 

- Давай поговорим немножко об Эрике Булье. Он был твоим менеджером от компании «Гравити». Теперь он ушел в «Макларен» и ваши производственные отношения прекратились. 

- Да, он больше мной не занимается. Но мы тем не менее сохранили хорошие дружеские отношения с ним. 

- Он тебя предупредил перед своим уходом?

- No comment…

- Понятно, что без комментариев. Но непонятно почему.

- Он позвонил мне накануне своего перехода в «Макларен». 

- Сегодня сам Жерар Лопес принял на себя управление командой. Это сильно поменяло структуру команды и формы ее работы?

- Безусловно, были изменения. Ведь у Жерара много компаний и он не может быть все время с командой. Ему пришлось реорганизовывать систему. И сегодня я могу сказать, что мы – гоночная команда, которая хочет выигрывать гонки. 

- Но в любом случае он сейчас больше задействован в чемпионате, чем это было при Эрике?

- Конечно. 

- Ему, наверное, пришлось для этих целей сократить другие направления своего бизнеса?

- Насколько мне известно, нет. Хотя сейчас он действительно чаще приезжает на гонки, участвует в руководстве командой, мы с ним чаще, чем раньше, общаемся по телефону.

- Ты в начале сезона выбрал себе номер 8 на свой болид. Это приносит удачу?

- Пока нет. Но это ведь не номер должен приносить удачу и помогать выигрывать гонки. 

- И все же, почему 8?

- Моя жена родилась 8 декабря, мы с ней вместе с 2008 года и мой сын – это 8-е чудо света. Так что я считаю «восьмерку» счастливым номером в своей жизни. 

- Вернемся к твоему напарнику. В прошлом году в этом качестве у тебя был очень опытный Кими Райкконен. Сегодня – практически твой ровесник Пастор Мальдонадо. С кем из них тебе легче работать?

- Это совсем разное. С Кими я был дебютантом, а у него опыт и чемпионский титул. Нужно было учиться, пытаться достичь его уровня. Кими – отличный гонщик. С Пастором мы почти одногодки. Он всего на год старше меня. Мы прошли одну пилотскую школу. Он – очень быстрый гонщик. И чтобы бороться с ним, мне надо быть не менее быстрым.

- От кого ты большему научился? От Кими или от Пастора?

- Конечно, от Кими. Я был молодым, без опыта. Сегодня у меня уже есть опыт. Машина прогрессирует, жаль только, что не так быстро, как хотелось бы. И очень жаль, что машина наша сегодня не такая конкурентоспособная, как в прошлом году. 

- Твоя жена после рождения сына по-прежнему работает журналисткой?

- Да, но уже не в «Формуле-1». Трансляцию на Францию сейчас ведет другой канал. 

- Как ты расцениваешь для себя Гран-при России? Что-то банальное, ординарное или все же это новый вызов?

- Ну уж точно это будет не банальное событие. Гран-при будет проходить в олимпийским парке. А Олимпийские игры в России прошли на очень высоком уровне. Россия – красивая и интересная страна. Я был в Сочи в 2009 году.

- И все же в 200 - 300 км от Сочи в Украине идет гражданская война. Тебе не страшно ехать в Сочи, недалеко от горячей точки?

- Я знаю, что в Украине есть и бомбежки, и гибнут люди. Но это дело ФИА принимать решение исходя из обстановки. И если решение будет принято и «Формула-1» поедет в Сочи, то мне нечего бояться. В Бахрейне была ситуация чем-то похожая. Решение было принято в пользу гонок, так что думаю, что и в этом случае Гран-при Сочи состоится. 

- Жена приезжает с тобой на гонки?

- После рождения сына гораздо реже. В этом году была всего 2 раза. Маленький ребенок – это всегда большие заботы.

- Ты говорил мне в прошлых интервью, что способен удивить твою жену своими кулинарными способностями. Получилось?

- Думаю, что да. Она очень довольна, когда я хозяйничаю на кухне.

- А какое особенное блюдо ты ей готовишь, чтобы доставить удовольствие?

- Я готовлю вкусности из шоколада, она очень любит мои десерты. Из блюд – это скорее рыба и морепродукты. Но с самого начала тартар из лосося на закуску. Причем настоящего хорошего лосося, а не норвежского из инкубатора. И затем обязательно гребешки сэн жак с ризотто и с шампанским.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...