Председатель концерна «Белгоспищепром» — о стабильной работе предприятий отрасли, экспортном потенциале нашей продукции и ценовом вопросе в сахарной промышленности

Разговор об экспорте со вкусом

Вот уже на протяжении нескольких лет концерн «Белгоспищепром» — лидер по наполнению республиканского бюджета. Организации концерна только за первое полугодие уплатили более 870 миллионов рублей. За счет чего удается выдерживать такой темп, зачем в стране нужно создавать кондитерский холдинг и когда подешевеет белорусский сахар – эти вопросы в преддверии 20-летнего юбилея мы задали председателю концерна «Белгоспищепром» Анатолию Бубену.

За январь — июнь нынешнего года освоено 23 новых рынка сбыта.

Есть чем гордиться

— Анатолий Анатольевич, давайте начнем наш разговор с, пожалуй, самой актуальной темы. Как сейчас работают предприятия концерна?

— Оценивая волну так называемых забастовок, прокатившуюся в последние дни по стране, отмечу, что для предприятий концерна они носили «формальный» характер. В настоящее время все предприятия работают в штатном режиме. Какого-либо экономического ущерба предприятиям и концерну в целом не причинено. 

— Этот год, мягко говоря, не самый простой с экономической точки зрения — влияние коронавирусной инфекции ощутили все отрасли. Как негативные последствия отразились на деятельности предприятий концерна? 

— Соглашусь, многие отрасли пострадали от негативных последствий коронавирусной пандемии. Но вместе с тем отмечу: коронавирус не внес значительных преград на пути наших производителей продукции. Даже заработную плату увеличили почти на всех предприятиях концерна. На 13 предприятиях, входящих в состав концерна «Белгоспищепром», в первом полугодии была повышена тарифная ставка первого разряда.

Итоги первого полугодия даже в условиях коронавируса можно смело назвать успешными. Наши предприятия выполнили все показатели эффективности работы: экспорт, рентабельность продаж, энергосбережение. За шесть месяцев концерн имеет положительное сальдо внешней торговли товарами — плюс 70,4 миллиона долларов. 

Новые векторы развития

— Многие экономисты сходятся во мнении, что любые кризисные явления — это хорошая возможность заняться сокращением издержек и пересмотреть маркетинговые стратегии. Насколько известно, многие ликеро-водочные заводы освоили выпуск антисептических средств. Какой эффект это дало для предприятий?

— Действительно, для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции в апреле этого года в стране организовано производство дезинфицирующих средств. Мощности созданы в 13 организациях, семь из которых входят в состав холдинга «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП». Они одни из первых в кратчайшие сроки наладили производство дезинфицирующих средств с использованием этилового спирта из пищевого сырья.

Сейчас производственная мощность по выпуску дезинфицирующих средств в стране составляет 71 000 литров в смену, в том числе 33 000 литров — по организациям концерна «Белгоспищепром».

Быстрое реагирование на сложившуюся ситуацию позволило не только удовлетворить потребность в дезинфицирующих средствах в полном объеме даже при максимальном спросе на них, который пришелся на апрель — июнь, но и создать оптимальный уровень остатков, позволяющий оперативно среагировать в случае повышения потребности в данной продукции. Но самое главное, производство дезинфицирующих средств — это не бизнес, а прежде всего помощь республике в нужный момент. 

Сейчас производственная мощность по выпуску дезинфицирующих средств в стране составляет 71 000 литров в смену, в том числе 33 000 литров — по организациям концерна «Белгоспищепром».
NEWGRODNO.BY

— Судя по статистике, предприятия «Белгоспищепрома» за первое полугодие расширили географию экспортных поставок на 18 стран. И сейчас наша продукция поставляется в 58 стран. Какая складывается ситуация на внешних рынках?

— Несмотря на пандемию коронавируса и проведение карантинных мероприятий в зарубежных странах, нашим предприятиям удается увеличить экспорт продукции. При этом реализация на внутреннем рынке также растет. 

Что касается географии поставок. Как и прежде, одним из основных рынков сбыта для организаций концерна является Российская Федерация. При этом мы наращиваем свое присутствие в странах ЕАЭС и ЕС. За январь — июнь этого года освоено 23 новых рынка сбыта. Концерн постоянно ведет работу по экспорту продукции в Китайскую Народную Республику. Темп роста поставок за январь — июнь составил 106,8 процента.

В рамках работы по освоению стран «дальней дуги» за текущий период увеличены поставки в Израиль, Узбекистан, Вьетнам, Таджикистан, Туркменистан и Монголию. Осуществлены поставки продукции в Гвинею, Шри-Ланку, Джибути, Сомали, Анголу, Бенин, Нигер, Иран, Сирию, Либерию, Йемен, Гану, Сингапур и Гонконг.

Работа по расширению экспортных поставок и закреплению на новых рынках сбыта ведется постоянно. 

 Проблемы и решения

— Все помнят, какие негативные события недавно происходили в сахарной отрасли. После «сахарного дела» сменилось руководство на предприятиях. И ему в наследство достались все существующие проблемы. Вместе с тем, недавно посещая Слуцкий сахарорафинадный комбинат, Премьер-министр заявил, что ситуацию на сахарных заводах Беларуси удалось стабилизировать, и обратил внимание, что главная задача — повысить доходность экспорта. Какова экспортная стратегия концерна и какие механизмы задействованы для наращивания поставок сахара на внешние рынки?

— Для начала отмечу, что, по оценке Евразийской сахарной ассоциации, в прошлом году производство свекловичного сахара в странах ЕАЭС составило 7,7 миллиона тонн. При том, что емкость рынка — 7,1 миллиона тонн. Это привело к значительному падению оптово-отпускных цен на сахар, прежде всего в Российской Федерации — на основном рынке экспорта белорусского сахара. Как итог — профицит производства и реализации сахара в странах ЕАЭС сложился на уровне 1,8 миллиона тонн. Если оцифровать, то цена за тонну сахара белого снизилась с 466,7 доллара в январе 2019 года до 285,4 доллара в декабре 2019-го. А средняя экспортная цена на жом гранулированный в 2019 году снизилась на 26,4 процента — до 121,3 доллара за тонну.

В этой ситуации для поиска потенциальных покупателей концерном «Белгоспищепром» совместно с МИД в посольства нашей страны за рубежом направлены коммерческие предложения по реализации продукции сахарных комбинатов. 

За 6 месяцев этого года экспорт сахара белого осуществлялся в 27 стран мира.
Это дало результат. За шесть месяцев этого года экспорт сахара белого осуществлялся в 27 стран мира. Для сравнения: за аналогичный период 2018 года поставки были в 11 стран. Всего на внешних рынках реализовано продукции на 82,9 миллиона долларов, что более чем на 10 процентов выше к аналогичному периоду прошлого года. 

Вопрос диверсификации рынков сбыта продукции у организаций сахарной отрасли находится на постоянном контроле.

— Недавно Правительством принят ряд решений по поддержке отрасли. При этом актуальным остается ценовой вопрос. Не секрет, что цена продажи белорусского сахара сегодня не перекрывает его себестоимость. За счет чего можно ее снизить и как решается вопрос с сырьевыми зонами?

— Концерн постоянно ведет работу по данному направлению. В результате проведенной реконструкции сахарных заводов за последние пять лет значительно улучшились производственно-технические показатели работы сахарных организаций, в том числе снижены энергоемкость и себестоимость сахара за счет снижения расхода на тонну сахара свеклы на 15 процентов. Принятые меры позволили по итогам прошлого года обеспечить отечественным сахарным заводам победу в конкурсе «Лучший сахарный завод Таможенного союза года».

Правительством, считаю, приняты все необходимые меры по поддержке сахарной отрасли республики, которые позволили снизить затраты на производство сахара и сохранить действующие сахарные заводы, которые без преувеличения являются лучшими на постсоветском пространстве. Ведь, как мы знаем, из-за сложившейся ситуации на рынке Российской Федерации несколько сахарных заводов было закрыто. Если говорить о себестоимости, то уверен, что все предпринятые меры как со стороны государства, так и самими заводами позволят снизить себестоимость сахара до 350 долларов за тонну. 

Что касается сырьевых зон, то вокруг сахарных комбинатов сформированы устойчивые свеклосеющие зоны. Одним из направлений развития свекловодства стали специализация и концентрация свеклосеяния. В 2003—2004 годах этим занимались более 700 сельхозорганизаций. В настоящее время их количество уменьшилось до 360 хозяйств, а объемы производства сахарной свеклы в свеклосеющих хозяйствах увеличились с 4000 тонн до 9000 тонн. Сырьевые зоны есть в 364 хозяйствах страны.

Концерном «Белгоспищепром» начата научно-исследовательская работа совместно с РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси» для дальнейшей оптимизации затрат при производстве сахара и сахарной свеклы c научно обоснованными подходами. Также будут проводиться вариантные расчеты по оптимизации действующих или формированию новых сырьевых зон с учетом затрат на транспортировку сырья к перерабатывающим организациям. Запланирован анализ затрат сахарных заводов с выявлением резервов для снижения затрат по каждой статье и путей их снижения, а также экономически обоснованное увеличение посевных площадей.

Ставка на холдинги

— Поговорим о кондитерской промышленности. Сегодня ощутимую конкуренцию на полках магазинов белорусским сладостям составляют не только производители из соседних стран, но и крупнейшие транснациональные корпорации. Потребитель, признаемся, чаще выбирает их продукцию из-за цены, а качество отходит на второй план. Уже заявлялось, что рассматривается вариант создания белорусского кондитерского холдинга. Удастся ли с его созданием распутать клубок существующих проблем? 

Белгоспищепром рассматривает возможность создания кондитерского холдинга.
Фото Владимира ШЛАПАКА
— Надо признать, что сегодня отечественные организации кондитерской промышленности сталкиваются с рядом проблем. Им приходится конкурировать с крупными зарубежными интегрированными компаниями, которые отличаются высоким уровнем инновационного и производственно-экономического потенциала. Они используют жесткие корпоративные системы управления бизнес-процессами, что позволяет достигать оптимального уровня затрат при производстве и продвижении продукции, сохранять и наращивать конкурентные преимущества. Усиление конкуренции на внутреннем рынке, рост импорта кондитерской продукции, особенно в крупных торговых сетях, которые сами являются ее импортерами, приводят к падению продаж на традиционных рынках и росту запасов готовой продукции на складах.

В чем проблема отечественных производителей? Имея однотипный ассортимент продукции по цене и качеству, организации концерна вынуждены конкурировать не только с постоянно растущим импортом кондитерских изделий и с организациями частной формы собственности, но и между собой на одной и той же территории продаж.

В связи с этим концерн «Белгоспищепром» считает, что в качестве наиболее приемлемой модели интеграционного формирования в кондитерской отрасли необходимо создание холдинга по производству кондитерских изделий, который усилит маркетинговый потенциал предприятий, а централизация позволит оптимизировать закупки сырья, управлять общим ассортиментным портфелем продукции предприятий и влиять на стратегию развития отрасли. Также создание такой структуры обеспечит дальнейшее проведение эффективной модернизации отрасли, диверсификацию производства участников холдинга, усиление позиции отечественной кондитерской отрасли на внешних рынках. 

В то же время в «Белгоспищепроме» недавно создан совет директоров кондитерской отрасли, который является консультативным и совещательным органом. Он необходим для взаимодействия предприятий кондитерской отрасли в сфере поддержки и развития предпринимательства и призван обеспечивать оперативное решение проблем функционирования отрасли, формирования и реализации единой производственной и торговой отраслевой политики.

Таким образом, совет директоров кондитерской отрасли — это первый этап в организации интегрированной структуры в кондитерской отрасли нашей страны. 

— А что с идеей создания масложирового холдинга?

— В соответствии с поручением Правительства концерн «Белгоспищепром» проработал вопрос о целесообразности создания такого холдинга на основе государственно-частного партнерства с включением в состав участников и государственных, и частных предприятий. Однако при обсуждении данного вопроса с представителями частных предприятий масложировой отрасли страны эта идея ими не поддержана. 

В то же время, по нашему мнению, с учетом международного опыта создание холдинга в масложировой отрасли только из предприятий, входящих в состав концерна «Белгоспищепром», нецелесообразно. Ведь основная цель такого образования заключалась в обеспечении эффективного инновационного развития отрасли на основе прочной стабильной сырьевой базы, увеличении объемов производства растительного масла, белковых кормов и других видов масложировой продукции. Это позволило бы в значительной степени удовлетворить спрос на внутреннем рынке, а также оптимизировать объемы импорта и экспорта в отрасли. 

В связи с этим нами начата проработка вопроса создания масложировой ассоциации как вида интегрированной структуры. Я уверен, ее создание будет способствовать работе с зарубежными интегрированными структурами, проведению более эффективной единой экономической, технической и технологической политики, в том числе в организациях, занимающихся выращиванием и заготовкой сырья для предприятий отрасли. Данное предложение уже поддержано Гомельским, Гродненским облисполкомами и предприятиями масложировой отрасли концерна, в том числе и организациями, не входящими в состав концерна «Белгоспищепром».

Начата проработка вопроса создания масложировой ассоциации как вида интегрированной структуры.
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

Работа по модернизации и техническому перевооружению предприятий с учетом современных направлений в мировой практике идет постоянно. 

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Курс — на многовекторность

Евразийская экономическая интеграция позволяет усилить конкурентные преимущества белорусских производителей. Такое мнение высказал директор Института экономики Национальной академии наук Василий ГУРСКИЙ:

— Наша страна, руководствуясь национальными интересами, в свое время выступила одним из инициаторов, а в дальнейшем самым активным участником формирования и развития интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Цель евразийской экономической интеграции проста и понятна: создать условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проводить согласованную экономическую политику. Это позволяет существенно усилить конкурентные преимущества наших производителей. Иными словами, нам это выгодно. Такой подход может не нравиться только нашим конкурентам.

По его мнению, менять вектор внешнеэкономической политики нет никакой необходимости:

— Внешнеэкономическая политика Беларуси отличается многовекторностью. Такой подход в наибольшей степени соответствует национальным интересам. Мы развиваем отношения и с Россией, и с Китаем, и со странами ЕС, и с Венесуэлой. Торгуем более чем с 150 странами.

Сразу переориентировать товарные потоки на европейский рынок вряд ли удастся, подчеркнул эксперт:

— Наших производителей там не ждут. Рынки давно поделены и плотно заняты. Своих производителей европейские страны поддерживают. Но торговля здесь не самое главное. Кроме торговли, как в формате Союзного государства Беларуси и России, так и в формате ЕАЭС активно развиваются взаимные кооперационные связи. 

Взаимными поставками продукции связано более 8000 белорусских и российских предприятий. 

— Нельзя забывать и о геополитическом и имиджевом эффекте интеграции. В составе ОДКБ Беларусь получает гораздо большую степень защиты, при этом минимизирует военные расходы. На мировой арене авторитет Беларуси растет благодаря нашей позиции в Союзном государстве, ЕАЭС, ОДКБ и СНГ.

Василий Гурский высказал мнение, что в Беларуси нет социального запроса на выход из ЕАЭС или Союзного государства:

— Понимая все преимущества евразийской экономической интеграции, с ЕАЭС подписали соглашения о свободной торговле Сербия, Вьетнам, Сингапур, частично Иран. Намереваются Египет, Израиль. Идут переговоры с Индией. Очень недальновидно выходить из ЕАЭС нам, учредителям этого интеграционного объединения, когда другие туда стремятся.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter