Разговор о счастье

Праздник на то и праздник, что его каждый раз можно отмечать по-разному. Готовясь к юбилею «СБ» (2 августа газете стукнет 85!), мы решили вспомнить былое...

Праздник на то и праздник, что его каждый раз можно отмечать по-разному. Готовясь к юбилею «СБ» (2 августа газете стукнет 85!), мы решили вспомнить былое. Захотели, образно говоря, сдуть пыль с истории, ощутить ритм утраченного времени. Мы пролистали газетные подшивки, и в 85-летнем нагромождении событий и публикаций обнаружили немало занимательного даже для современного читателя. Вспоминайте и читайте вместе с нами.


«Если когда–нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу». Бернард Шоу, которому принадлежат эти слова, вошел в историю не только как драматург, долгожитель, но и как человек, который нашел в себе смелость отказаться от денег Нобелевской премии. Ему было позволено многое. А нам? Так и хочется спросить: часто ли мы замечаем то, что лежит у нас прямо перед глазами?


Сдувая пыль с новогодних страниц «СБ», с легкостью отмечаешь, что жители нашей страны во все времена начинали Новый год с новых ожиданий и новых мечтаний. Скажем, в первом номере 1991 года газета информировала о пуске второй линии Минского метро: «Шестикилометровая стальная подземная трасса соединила крупные жилые районы северо–западной части города с промышленной юго–восточной зоной» («Есть вторая линия», 1.01.1991 г.). Это любопытно, но не более того. С точки зрения истории куда больше интригует опубликованное в тот же день ставшее последним новогоднее обращение первого и последнего президента СССР. «Будущий год особый. На него падает решение вопроса о судьбе нашего многонационального государства. Для всех нас, советских людей, нет более святого дела, чем сохранение и обновление Союза, в котором вольно и хорошо жилось бы всем народам», — говорил тогда М.Горбачев и наверняка не догадывался, сколь много перемен принесет стране и ему лично 1991 год.


Пройдет совсем немного времени, и читатели газеты прочитают информацию о существенном изменении правил выезда за границу. В паспортах «помимо отметки о белорусском гражданстве... будет проставлен штамп, разрешающий временный выезд во все страны мира, действующий на период времени, указанный в заявлении, поданном гражданином в территориальный орган МВД или отдел ВИР, или на весь срок действия паспорта. То есть отныне коренным образом меняется порядок оформления выездных документов. Если раньше необходимо было получить разрешение соответствующих органов на каждую поездку, то теперь, согласно действующим и в нашей республике международным правовым нормам, достаточно получить это разрешение однажды» («Попутного ветра», 2.01.1993 г.).


С тех пор живем мы по–новому и только с некоторой ехидцей вспоминаем былое. А ведь что было? Скажем, 1.01.1949 г. «СБ» публиковала постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) к 30–летию Белорусской ССР. Из него каждый мог узнать, что Белорусскому государственному университету присваивалось имя В.И.Ленина, а Минскому политехническому институту — имя И.В.Сталина. Что в Москве соглашались «принять предложение ЦК КП(б) Белоруссии и Совета Министров Белорусской ССР об установлении в 1951 году в г. Минске в ознаменование 30–летия республики монументальной скульптуры товарища Сталина». Или, например, что Совету Министров БССР в дни празднеств было разрешено произвести в Минске закладку клинической больницы на 500 мест. В этом году обязательно нужно будет узнать, что думают о такой строке истории сотрудники 2–й городской больницы, которые сегодня заняты переездом в совершенно новые корпуса.


А вот еще одна «песня». «Первого января вышел в обращение новый советский рубль. Он принял в свое «подданство» все копеечные, двухкопеечные и трехкопеечные монетки старого образца, вес которых сразу удесятерился. Успеху мелких монет больше всех обрадовались дети — любители коллекций. Ведь от этого бюджет школьников на новогодние каникулы неожиданно стал значительнее. Сразу дошли до сознания покупателей новые цены, старательно написанные работниками торговли на красивых этикетках. Отныне только в новых ценах выражается стоимость всего, что нужно советскому человеку» («На новый рубль», 3.01.1961 г.). К воспоминаниям о денежной реформе и не добавишь ничего особенного. Ну разве что вот это: «Вступая в новый, в 1950–й год, белорусский народ, как и все народы нашего Отечества, обращает свои взоры к тому, кто дал ему жизнь и счастье — к родному и любимому Сталину, чье славное семидесятилетие было недавно отмечено всем прогрессивным человечеством. В поэтических строках своего письма к вождю, которое публикуется сегодня в «Советской Белоруссии», белорусский народ выразил свои самые светлые думы и глубокие чувства любви и благодарности.


Товарищ Сталин, наш отец любимый,

Для нас роднее человека нет.

Великим именем твоим сильны мы,

Твоих идей нас озаряет свет.

Ты солнце мира, счастья и свободы,

Живи, отец родной наш, много лет,

Прими от белорусского народа

Сердечный наш, сыновний наш привет!»


(«Год 1950–й», 1.01.1950 г.).


Любопытно, что Бернард Шоу в далекие 30–е тоже позволял себе восторгаться Сталиным. Это именно он однажды назвал советского руководителя «гигантом», который особенно выделялся на фоне западных лидеров — «пигмеев». Впрочем, даже такие высказывания нисколько не повлияли на статус Шоу — второго после Шекспира британского драматурга. Он умер в том же 1950 году, о котором мы только вспомнили, в возрасте 94 лет. Он прожил жизнь, как пьесу, и ушел в историю, сохранив ясность ума и бодрость духа. Так, может, в этом и состоит счастье?


«Прежде говорили: с Новым годом, с новым счастьем! Может быть, тогда мы и не знали, что такое счастье. Нужны были годы в окопах, в блиндажах, в землянках, в грязи, в снегу, в крови, нужно было хлебнуть горя, потерять братьев, сына, друга, чтобы понять простое слово «счастье». Мы говорим теперь: счастье будет, большое человеческое счастье, когда солдат, вернувшись с победой, обнимет жену, возьмет на руки сына, оглядит знакомые с детства дома, деревья, увидит родные лица. Счастье будет, настоящее счастье, когда вспыхнут огни городов, когда перестанут женщины в тоске спрашивать: «Есть ли письмо?», когда длинный летний день подымется над зреющими нивами. Счастье будет, счастье победы, и теперь мы скажем: с Новым годом, с годом победы!» («Горе и счастье», 1.01.1945 г.).


Так что для вас счастье?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter