Стоит ли пренебрегать профессиональной психологической помощью

Разговор начистоту

Как говорила героиня популярного американского сериала «Секс в большом городе», в Америке у каждого психоаналитика есть свой психоаналитик. Схожий подход к делу и в странах Западной Европы: психологическая помощь здесь практикуется довольно широко, начиная с дошкольных учреждений образования. В Беларуси ситуация несколько иная.


Несмотря на то что острой нехватки «врачевателей человеческих душ» в нашей стране вроде бы и не наблюдается, тем не менее значительная часть населения относится к таким специалистам с некоторой долей скептицизма, а кто-то даже с опаской. Куда проще пойти к разрекламированной сарафанным радио бабке-травнице, чтобы вылечить дочь от алкоголизма. Или оставить прорву денег у гадалки, которая пообещала вернуть мужа в семью.

Что мешает сегодня популяризировать психологическую помощь? И как разобраться, какой специалист необходим в той или иной жизненной ситуации, если многие из нас не отличают психолога от психиатра? Беседуем с кандидатом психологических наук, психологом РОО «Белорусское общество психологов» и ОО «Белорусская ассоциация психотерапевтов», доцентом кафедры возрастной и педагогической психологии БГПУ имени М. Танка Екатериной Сапего.

Техника пустого стула

— Екатерина Ивановна, даже я путаюсь во всем многообразии нынешних психологических услуг: гештальты, коучинги, тренинги, психоанализ, гипноз, НЛП и т.д. Огромное количество специалистов различных направлений. Обыватель теряется: к кому обратиться, если, например, появились проблемы в семье?

— Можно продолжить синонимичный ряд: рационально-эмоциональная терапия, провокативная терапия, бихевиоральная терапия, транзактный анализ, сказкотерапия, психосинтез и психодрама…

Действительно, в рамках психологического консультирования и оказания психологической помощи существует множество направлений. Здесь следует ориентироваться на то, какого рода проблема возникла у человека. Если вопросы во взаимоотношениях в семье, логично будет обратиться к семейному психологу (владеющему в том числе методами системных семейных расстановок). Узнать, в каком направлении работает психолог, можно из его резюме или первого телефонного разговора. Зачастую у нас среди населения распространено сарафанное радио, когда психолога рекомендуют друзья, родственники или знакомые, которые успешно посетили его и получили помощь по схожим проблемам.

В случае наличия алкоголизма у родных можно обратиться как к семейному психологу, так и к психотерапевту (как правило, работающему в соответствующих больницах по реабилитации зависимых). Там также проводят встречи групп, где собираются сами зависимые и их созависимые родственники, живущие с употребляющими. Чаще всего они проходят восстановление по достаточно эффективной программе «12 шагов». Известны случаи, когда, познакомившись в таких группах взаимопомощи, созависимые и бывшие алкоголики (бросившие пить) поддерживали друг друга и создавали новые благополучные семьи.

Если человека беспокоит, например, детская травма или незатихающие воспоминания о пережитых потерях (смерть близкого, утрата трудоспособности, пережитое насилие, последствия войны или теракта), стоит обратиться к кризисному психологу.

Что касается отличий между гештальт-терапевтами и коучами, они, безусловно, есть. Гештальт-терапия (гештальт — от слов «личность, образ, форма») направлена на решение личностных и межличностных проблем, активное взаимодействие между психологом и клиентом. Терапия затрагивает работу с переживаниями, которые имеются у человека «здесь и сейчас», нацелена на развитие самосознания у клиента, понимание им своих чувств и эмоций, осуществление пути к целостности и завершенности каждого из этапов переживаний.

Например, в терапии применяется техника «пустого стула» — клиента просят представить сидящим на стуле человека, с которым нужно выяснить отношения. И начать разговаривать с ним вслух. А терапевт в это время может направлять клиента, задавать вопросы, обращать внимание на важные детали (изменение голоса, паузы, мимику, жесты, ощущения в теле). Процесс общения между гештальт-терапевтом и клиентом должен проходить на равных в форме диалога.

Коучинг же (от слова «тренировать») применяется по большей части в обучении определенному поведению, в тренингах для достижения поставленных целей в личной или деловой сфере. Коуч помогает психологически подготовиться к сдаче экзамена, к продвижению по карьерной лестнице, научиться приемам тайм-менеджмента, добиться похудения или перехода к здоровому образу жизни.

Существуют различные направления коучинга: лайф-коучинг предназначен для решения вопросов, касающихся личной жизни; бизнес-коучинг затрагивает тему продуктивности работы и развития лидерского потенциала; финансовый помогает научиться обращаться с деньгами; спортивный работает со спортсменами для достижения ими лучших результатов и побед.

Код трезвости

— Кодирование от алкоголизма — тоже психологическая помощь?

— Да. Несмотря на то что кодирование чаще всего проводит не психолог-консультант, а психотерапевт с медицинским образованием. Тем не менее даже при описании данного метода встречаются такие формулировки: «психологическая кодировка от алкоголя», «психокодирование». Ведь работа этого метода основана на внушении, воздействии на подсознание клиента (в том числе обонятельные, зрительные, слуховые и тактильные рецепторы) без применения фармакологических лекарств. Предварительно путем специальной обстановки и атмосферы в кабинете психотерапевта у человека снимаются излишние тревожность и напряжение. Фактически используются гипнотические техники, когда клиенту внушается отрицательное отношение к алкоголю и страх, что от выпитого станет очень плохо, а в дальнейшем ухудшится здоровье.

На эффективность подобного способа справиться с зависимостью (больше известного как кодирование по методу Довженко) влияет степень внушаемости клиента. Если одного сеанса оказалось недостаточно и некоторая тяга к спиртному все же сохранилась, предлагается повторить сеанс. Но в любом случае важны готовность и желание самого человека оставить вредную привычку.

Таким образом, кодирование от алкоголизма оправданно считать разновидностью психологической помощи. Поскольку оно способствует избавлению человека от пагубной зависимости, ставшей химической, но которая в своей основе первоначально имела психологический характер (стремление уйти от проблем и забыться, расслабиться, снять тревогу и напряжение, заполнить внутреннюю пустоту).

Отголоски прошлого

Фото  pexels.com
— Психологическая помощь у нас далеко не так популярна, как на Западе. В чем основные причины, скажем так, не слишком серьезного отношения к ней многих людей?

— Отчасти это связано с нашим советским прошлым. Тогда не принято было выносить за пределы семьи наболевшие вопросы, все нужно было решать самим, проблемы не признавались открыто. Большой пробел в научно-практическом развитии психологии образовался из-за войны. В послевоенные годы люди были менее свободны, финансово зависимы, подчинены давлению общественного мнения и правящей партии.

На Западе же не происходило подобных потрясений, психология уже давно, со второй половины XIX века, активно расцветала, преподавалась в учебных заведениях, вливалась в сознание людей как возможность разрешить свои проблемы, улучшить благосостояние, разобраться в себе и расти личностно. В США уже в 1945 году появилось законодательство, регулирующее психологическую работу, а частнопрактикующим психологам начали выдаваться лицензии на право оказания психологической помощи. Тогда как у нас впервые такая лицензия была выдана в постперестроечный период — в 1990-е годы.

Постепенно психология у нас стала выделяться в отдельную от философии и педагогики научную дисциплину. А после перестройки ситуация в стране в плане развития психологии, становления профессио­нально практикующих психологов, обучения их в учреждениях образования по различным направлениям психологии стала улучшаться.

— И все же до сих пор во многих семьях существует пресловутое коллективное сознание: «Ой, а что подумают о нас окружающие?!»

— В этом существенное отличие нашего менталитета от западного. Не будем утверждать, что хорошо, а что плохо, поскольку свои нюансы есть во всем. Но все же нам не мешало бы перенять разумную модель индивидуального сознания, когда каждый человек более открыт, строит свою жизнь, ориентируясь на успех и не оглядываясь так масштабно на мнение других людей. Поэтому и ходить к психологу во многих странах не считается зазорным, это давно принято за норму, так как нет боязни стигматизации, что другие узнают о наличии у человека каких-либо проблем и затруднений, назовут ненормальным.

Еще один аспект — финансовый. Если в США, к примеру, психологическая помощь зачастую оказывается по страховке (а неоднократные посещения квалифицированного специалиста обходятся недешево), у нас приходится оплачивать услуги психолога из своего кармана. И наши люди терпят до последнего вместо того, чтобы обратиться за помощью к профессионалу. На Западе же распространена предвосхищающая помощь — когда к психологу приходят с целью познать себя и черты своего характера, проработать детские травмы и отношения с родителями, научиться грамотно строить отношения с людьми.

— Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы исправить ситуацию, увеличить количество и частоту обращений к таким специалистам?

— В первую очередь необходимо повышать уровень информационной и психологической грамотности у населения. Чаще проводить просветительские мероприятия на радио, телевидении, в прессе и интернете о роли и возможностях психологии. Рассказывать простым языком, приводить аналитические разборы проблем, по которым оказывается психологическая помощь. Можно показать, что многие, как известные, так и простые люди, обращаются к психологам, рассказать, насколько эта помощь полезна и результативна.

Следовало бы настраивать и информировать врачей общей практики (или же врачей различных направлений — неврологов, кардиологов), что в случае обращения к ним с жалобами пациента, у которого физиологически все в порядке, нужно направлять его к психологу для работы с психосоматикой (болевыми ощущениями в теле вследствие наличия психологических проблем и неврозов).

Актуально предложение о введении предмета «Психология» в школе, поскольку с юных лет у ребят формируются навыки общения со сверстниками, родителями, учителями, общий уровень культуры и образованности. Таким образом новые поколения могли бы перенять адекватное отношение к психологической помощи как к здравому и логичному способу решения своих жизненных задач. Знания основ психологии помогли бы молодым людям избежать в дальнейшем множества проблем — разводов, суицидов, правонарушений, депрессий, изолированности от общества и того же алкоголизма.
Важно, чтобы в обществе было понимание: за психологической помощью обращаются вполне здоровые люди, которые хотят проконсультироваться и найти свое решение в затруднительной жизненной ситуации благодаря помощи специалиста
ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Важно найти «своего специалиста», то есть психолога, который будет приятен и симпатичен лично вам, а его слова и отношение будут вызывать у вас доверие и принятие. Но даже если вам повезло найти такого профессионала, стоит обратить внимание на положительную динамику вашего общения, получения ощутимого результата в разрешении вашей задачи. Если по каким-либо причинам этого не произошло (особенно через значительное количество встреч), лучше попробовать обратиться к специалисту иного направления.

Фото  pexels.com

СПРОС РОЖДАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

В настоящее время психологическая помощь и возможности ее получения достаточно широко представлены в Беларуси. Многие факультеты университетов специализируются на подготовке профессиональных психологов по различным направлениям (медицинский психолог, кризисный психолог, педагог-психолог, социальный психолог, психолог в сфере предпринимательской деятельности). То есть недостатка в дипломированных специалистах не наблюдается. Плюс ко всему предлагаются 1,5—2-годичные программы переподготовки, тематические курсы и образовательные модули по любым направлениям психологии.

В интернете на специализированных сайтах можно выбрать подходящего частного психолога — по фото, опыту работы, образованию, стоимости услуг. Если вам комфортнее получать помощь онлайн (в устной или письменной форме), вполне реально найти русскоговорящего специалиста, консультирующего по скайпу, возможно сохранение вашей анонимности.

Психологов у нас можно встретить на предприятиях (работающих в сфере психологии управления, подбора кадров), в учреждениях образования (детские сады, школы, средние специальные и высшие учебные заведения), в правоохранительных органах (МВД, МЧС, колонии), в органах социальной защиты населения и в системе здравоохранения (поликлиники, больницы, хосписы, Центр пограничных состояний, РНПЦ психического здоровья). К тому же существуют горячие линии доверия по оказанию психологической помощи по телефону, в том числе с целью противодействия насилию.

lvk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter