Александр Климович: «Самым сложным этапом работы стали попытки убедить окружающих, что жаловаться -- хоть и самый простой, но наименее эффективный путь»

Разговор на языке волейбола

В каком-то смысле волейболистки стартовали даже круче, чем это в свое время удалось их раскрученным коллегам-баскетболисткам. И дело даже не в том, что белоруски принимали участие в пяти из шести последних чемпионатов Европы. Конечно, команда Анатолия Буяльского в свое время, «поймав волну», круто пошла вверх, нанизывая топ-турниры один за другим. Волейболистки пока ни на чемпионатах мира, ни тем более на Олимпиадах замечены не были. Но, кажется, это лишь вопрос времени. Причин сразу несколько. Например, в отличие от лишь ненадолго сменивших Буяльского на Римантаса Григаса и практически не варьировавших состав баскетболисток, волейбольная команда на чемпионаты Европы пробивалась с четырьмя разными тренерами, каждый из которых собирал свою «обойму» игроков. Нынешнюю вызванный из дубля «Минчанки» Александр Климович (на снимке) и вовсе был вынужден собирать и «настраивать» в авральном режиме: после отставки Петра Хилько до старта европейского отбора оставалось менее чем полгода. Александр Ильич справился, команда вновь сыграла, впервые в истории пробившись на чемпионат с первого места в обход стыковых матчей. При этом, вернувшись в Минск, тренер заверил: это не предел возможностей.

— О бытовых проблемах или неоптимальности условий мы вообще не думали. Просто получили коллектив, который нужно было собирать и готовить к отбору, и начали разбираться, насколько этот коллектив управляемый и что он вообще может. Рассчитывали, что если девушкам показать путь, появится и результат. Так и вышло.

— Тем не менее сборная Чехии, которая нанесла белорусской команде единственное поражение, заставила всерьез поволноваться… 

— Не только она. Понятно, что игры, завершающиеся со счетом 3:0 выглядят как легкие победы. Но, поверьте, на этом турнире с каждым соперником пришлось бороться на пределе возможностей. Все хотят попасть на чемпионат Европы, а уровень команд и конкуренция сегодня крайне высоки. Подтверждение тому — заключительный матч, в котором сборная Словении обыграла команду Чехии.

— И тем самым помогла нам избежать стыковых матчей…

— Да, если бы выиграли чешки, мы стали бы вторыми. Причем самим словенкам эта игра уже ничего не давала с точки зрения турнирных перспектив: это был лишь вопрос принципа. Но девушки доказали, что мотивация и большое желание способны нивелировать разницу в классе. И, кстати, для нас в таком результате я вижу проявление какой-то высшей справедливости: проигранный матч против Чехии оставил сложные впечатления. Я обычно стараюсь не оценивать работу судей, но в той встрече их «прихват» выглядел совсем уж очевидным. Опасения закрались уже в четвертом сете, когда мы начали сравнивать счет. Первые же розыгрыши решающей партии не оставили сомнений: матч нам не отдадут. Чешек просто «вытащили», и хорошо, что в итоге все закончилось хорошо.

— Интересная история: едва ли не каждый год ведутся разговоры о проблемах в белорусском волейболе. С резервом. С уровнем чемпионата. С выживанием клубов. При этом сборная  постоянно играет на чемпионатах Европы…

— Проблем в волейболе много — это правда. Но это ведь не повод, чтобы заранее списывать на них и прошлые, и будущие поражения. Это, кстати, для меня было самым непростым этапом работы с командой: «разблокировать» сознание игроков, убедить всех вокруг, что жаловаться — хоть и самый простой, но наименее эффективный путь. Увы, куда чаще люди предпочитают сетовать на обстоятельства, нежели анализировать причины и искать выход.


— Вы уже полгода проработали с командой: на что она способна в будущем и от чего это зависит?

— И я, и практически все специалисты, с которыми довелось пообщаться на квалификационном турнире, сходимся во мнении: у этих девушек очень большой потенциал. И, кстати, я рад, что удалось избежать стыковых матчей, которые подразумевали бы еще два дополнительных месяца сборов. Теперь можно будет строить работу целенаправленно на чемпионат Европы. Ее детали, правда, еще предстоит обсудить с руководством федерации, но для девушек в любом случае будет полезнее сосредоточиться на выступлениях в своих клубах. Потом, когда они вновь соберутся, мы сможем отработать все тонкости игры в сборной. 

— Насколько на игре национальной команды сказался эффект новизны? Вместе с вами в сборную пришел еще и бразильский специалист Анжело Верчези…

— Я, кстати, очень рад, что он был с нами. И дело отнюдь не в каком-то эмоциональном эффекте. Он — профессионал и смог привнести в команду множество интересных идей и решений. Не могу сказать, что его адаптация была быстрой: донести до игроков свое видение порой оказывалось очень непросто. К тому же приходилось нивелировать разницу в уровне подготовки между игроками, выступающими за границей, и теми, кто представляет чемпионат Беларуси. Но игроки в него поверили, и на тренировках каждая из девушек работала буквально на износ.

— В нынешнем отборочном цикле Верчези был в сборной на правах «волонтера». Вряд ли он согласится так поехать и на чемпионат Европы…

— Пока перспективы такого сотрудничества с руководством федерации не обсуждались, но я бы очень хотел, чтобы бразилец остался в нашей команде. В любом качестве — вплоть до главного тренера.

— По-моему, это первый случай в белорусском спорте, когда действующий главный тренер пробившейся на чемпионат Европы сборной добровольно соглашается уступить должность ассистенту…

— Пожалуй, да… Но я не вижу в этом проблемы: для команды на данном этапе куда полезнее использовать любые подворачивающиеся возможности для прогресса. А для меня результат команды всегда был выше собственных амбиций. Возможно, поэтому мне так и не удалось скопить достаточно большую сумму денег. Но при этом я понимаю, что вряд ли Анжело Верчези при всех наших с ним теплых отношениях согласится работать на общественных началах. Как понимаю и то, что у федерации может банально не хватить денег, чтобы удовлетворить все наши даже самые скромные запросы. Тренерам ведь тоже нужно зарабатывать — это нормальная профессиональная практика. Как нормальной должна стать ситуация, когда тренеры не ведут друг с другом войну за место в сборной, а трудятся каждый на своем месте и стараются сделать все возможное, чтобы довести игроков до национальной команды. Для этого, правда, каждый из них должен чувствовать свою значимость и востребованность своей работы. Но вот я, например, сейчас вновь вернусь к своей «Минчанке» и девушкам, которых я должен не просто чему-то научить на площадке, но и вывести в люди.

— Показалось, что даже по ходу квалификационного турнира командой во время матчей руководил именно Верчези…

— Так и есть. Человек ведь много отработал с командой, старался привить ей свои игровые модели, и было бы глупо в решающий момент вспоминать о субординации, оттирать его на задний план и тем самым не давать вносить коррективы во время матчей. Начни мы делить роли — команде это точно на пользу не пошло бы. Так что во избежание неуверенности в действиях Анжело и нездоровой атмосферы в коллективе я решил по ходу игр предоставить ему максимальную свободу действий. Похоже, не прогадал. А дальше — будет видно.

komashko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter