Раздвоение наличности

Новый автомобиль из салона числится в международном розыске. Как такое возможно?

«Я купил новенькую японскую иномарку, и вдруг выясняется, что она в угоне!» — минчанин Игорь Вырковский рассказывал в редакции «СБ» какие–то невероятные вещи. А дело было так. Автомобиль Toyota RAV4 Игорь облюбовал еще три года назад. Хотелось, как говорится, «абсолютно нулевое авто», прямо с завода, чтобы совсем без пробега и каких–нибудь там чужих историй. Где взять? Ясное дело, в салоне — единственном официальном дилерском центре «Тойота Центр Минск»! «Уж куда официальнее? Оформить сделку в таком месте — равносильно как взять ляльку прямо из люльки! Приобрести машину решил в лизинг. Цена вопроса — 48 тысяч долларов», — вспоминает подробности бизнесмен. И вот Игорь уже давно рассчитался за машину, но стать собственником, увы, теперь никак не получается: его автомобиль находится в международном розыске.


— Проблема нарисовалась во время снятия машины с транспортного учета, — рассказ незадачливого автовладельца вызывает искреннее сочувствие. — Действуя по доверенности от лизинговой компании, я сам поехал в ГАИ, чтобы быстренько пройти все стандартные процедуры, без которых невозможен переход права собственности на авто от одного лица к другому. В данном случае — от лизинговой компании моей фирме, директором которой уже много лет являюсь и на которую оформлял автомобиль.

То есть получается так: в апреле 2014–го, когда машина первый и единственный раз ставилась на учет, с ней было все чисто. Дальше никаких движений по документам не происходило. Право распоряжаться автомобилем по доверенности — только у Игоря. Как могло получиться, что «Тойоту» разыскивает Интерпол? Откуда вообще у «нулевой» машины из салона криминальное прошлое? В ГАИ сказали так: данное транспортное средство с идентичным VIN кодом (уникальный код транспортного средства, состоящий из 17 символов) было угнано. С учета снять машину невозможно. Все, приехали!

— Вы понимаете, что это значит? Теперь у меня ни денег, ни машины! — возмущается Игорь. — В автоцентре пожимают плечами: дескать, при чем здесь они, все машины у них прямо с завода, а документы в идеальном порядке. Лизинговая компания, впрочем, сочувствует и готова даже выписать доверенность теперь хоть на 10 лет вперед. Но мне от этого разве легче? Я заплатил, мне кажется, достаточно много, чтобы получить право делать с автомобилем то, что считаю нужным: продавать, дарить... А если, предположим, у этой компании, не дай бог, возникнут какие–то долги перед банком и тот решит конфисковать ее имущество? Что я смогу сделать? Да ничего!

В общем, вместо праздника по случаю окончательного приобретения машины у добросовестного покупателя сплошной траур. Хотя уже есть результаты экспертизы автотранспортного средства (расходы, связанные с нанесением повреждений автомобилю в ходе такой экспертизы страховая компания даже по «Автокаско», оказывается, не возмещает. — Прим. автора): VIN код подлинный! Откуда тогда взялся автомобиль с таким же номером в России? У Игоря Вырковского, по его словам, уже есть кое–какие ответы, мол, знающие люди просветили:

— Во–первых, я не единственный «счастливчик» — такие случаи в этом автоцентре уже были. Во–вторых, криминальные сценарии, по которым на новеньких автомобилях, поставляемых в Беларусь с фирменных заводов, греют руки где–то в России, нашей милиции давно хорошо известны.

И бизнесмен поведал то, что тоже услышал от людей «знающих» и считает наиболее вероятным. По данной версии, криминал якобы начинается еще на таможне, где оформляется паспорт транспортного средства — основного документа со всеми степенями защиты. А фишка в том, что у паспорта может быть и вполне себе официальный дубликат, выполненный на соответствующем бланке. И вот, говорит Игорь, кто–то ловкий идет с этим дубликатом сначала в страховую компанию, а потом, чуть погодя, заявляет об угоне. Когда сроки проверки заведомо безуспешно истекают, преступник получает солидный куш от страховщиков. Может, это и так. Но вопрос тогда к страховой компании: как можно заключить договор, не видя предмета страхования и соответственно так подставиться?

В общем, пока вопросов, увы, больше чем ответов. А факт остается фактом: машину из салона разыскивает Интерпол, а перспективы права собственности, на которое вполне законно претендует Игорь, уже около трех месяцев висят в воздухе. А еще бизнесмену непонятно, почему уже после того, как экспертизой была установлена подлинность автомобиля, в его ситуации ничего не меняется? У редакции, в свою очередь, тоже возникает вопрос: что делается правоохранительными органами двух дружеских государств с единым таможенным пространством, чтобы повторение подобной истории стало невозможным?


Картина с натуры

Корреспондент «СБ» решила посетить тот самый «Тойота Центр Минск», где приобрел автомобиль бизнесмен Вырковский, как потенциальный покупатель. Пошла, естественно, к новым авто. Несмотря на то что стоимость некоторых экземпляров напоминала цифры на сайтах столичной недвижимости, я была далеко не единственной, кто интересовался машинами. Наконец мне решил уделить внимание начальник отдела продаж Павел Воронько. Минут 15 мы «играли в магазин», а потом я задала главный вопрос, который ни теоретически, ни практически у покупателя в таком месте возникать не должен: «А я могу быть уверена, что с автомобилем все в порядке? Скажем, через каких–нибудь полгода, когда я захочу вдруг продать, не может вдруг оказаться, что он числится в какой–нибудь базе как угнанный?» Павел Францевич округлил глаза и чуть не поднял меня на смех — дескать, что за глупые фантазии? Я тогда уточнила вопрос: «Может, приходили прежние клиенты с подобными невероятными историями?» Но сотрудник центра снова выразил недоумение. Тогда пришлось выложить карты... И, конечно же, Павел Францевич вспомнил и Игоря Вырковского и, как говорится, многих других:

— Я ведь даже сам документы в Следственный комитет отвозил по RAV4... Неприятная история. Но наш центр здесь ни при чем. Сюда приходят и продаются автомобили совершенно чистыми. Мы отвечаем за все свои гарантии.

ВОПРОС РЕБРОМ

Начальник главного управления уголовного розыска криминальной милиции МВД Беларуси Анатолий Сакович подтвердил, что проблема автомобилей–двойников ненова, разбирательство проводится по десяткам и даже сотням случаев. И предложил взглянуть на интересный документ на своем столе, к слову, один из многочисленных:

— Наглядный пример! Это ответ МВД России на наш запрос, касающийся автомобиля BMW. Своим документом мы сообщили российским коллегам, что, дескать, авто гарантированно чистое, и попросили в интересах добропорядочного владельца убрать VIN из базы. Суть в том, что право это сделать есть только у стороны, инициировавшей розыск, — в данном случае у органов следствия Российской Федерации, куда поступили материалы проверки по заявлению об угоне. Что нам ответили? Вы сами видите, ничего конкретного — обещают принять к сведению и проработать вопрос со своей стороны. Впрочем, есть отдельные регионы у страны–соседки, где взаимодействовать по этому вопросу приходится относительно регулярно и где на наши просьбы реагируют с большим пониманием. К слову, проблема автомобилей–двойников одинаково актуальна как для новых, так и для машин б/у. И «Тойота Центр Минск» далеко не единственный, чья репутация незаслуженно страдает от таких вот историй.

Что касается автомобиля Toyota RAV4 2013 года выпуска, которая неожиданно доставила столько неприятностей гражданину Вырковскому, то она сегодня числится в базе Интерпола как угнанная в Ростове–на–Дону. Да, действительно, автотехнической экспертизой установлено, что в Минске находится автомобиль с подлинным VIN кодом. Поэтому мы уже направили соответствующий запрос в Россию и постараемся сделать все возможное с нашей стороны, чтобы взаимопонимание было достигнуто.

Как получается, что даже у новеньких авто вдруг появляются так называемые клоны или двойники? Объясню. Во–первых, я не знаю еще ни одной истории, когда автомобиль был куплен в салоне и тут же «зазвенел» в базе Интерпола, пока счастливый владелец еще идет ставить его на учет. Такого не бывает, должно пройти хоть немного времени. И вы должны понимать, что как только автомобиль поставили на учет, он уже не новый, а сразу б/у. Это значит, что он катается по улицам города и любой желающий может срисовать этот самый VIN код, элементарно подойдя к машине со смартфоном или авторучкой. Представьте еще, сколько рук проходит этот VIN, пока авто регистрируется, страхуется и т.д. Информация может уйти кому и от кого угодно, если есть такая цель. А сколько фото уникальных кодов и даже техпаспорта выкладывают сами владельцы машин на интернет–сайтах, когда хотят продать авто? Чтобы уберечь граждан и хоть как–то сработать на опережение, уже есть предложение разместить на сайте МВД информацию по всем криминальным идентификационным кодам. Но это, правда, поможет только тем, кто покупает подержанный автомобиль. И то нет никаких гарантий, что именно ваша машина не станет предметом интереса злоумышленников, скажем, на следующий день после постановки его на учет.

Так что схема простая: криминальной структуре поступает заказ на конкретный автомобиль — марка, модель, цвет и т.д. И, естественно, заказчик хочет кататься потом без проблем. Так вот, чтобы выполнить этот заказ, преступникам нужно не так уж много. Сначала разыскивается автомобиль с заявленными характеристиками в другой стране с подлинным VIN кодом, а потом угоняется точно такой же, но в стране заказчика, после чего просто перебиваются уже известные цифры. Есть, впрочем, и другие схемы создания двойников. И все они, к сожалению, работают и будут работать до тех пор, пока не будет достигнута договоренность о единой регистрационной базе автотранспортных средств. А разговор об этом ведется уже не первый год.

ЦИФРА «СБ»

По информации УГАИ МВД, в прошлом году в Беларуси зарегистрировано 342.829 автомобилей. Снято с учета — 306.325. Выявлено как находящихся в розыске 188 автотранспортных средств.

eversman@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Александр КУШНЕР
Версия для печати
Пользователь
Красиво жить не запретишь. За эти деньги можно всю жизнь вместо общественного транспорта кататься на такси с личным водителем. Машина не должна быть роскошью, это средство передвижения. Если не секрет, на сколько позиций упал Ваш рейтинг бизнесмена после неудачной покупки?
мойша
Из этого понятно одно.Вся эта одесская возня есть потому,что касается гражданина,а не государство.Будь наоборот,всех этих шмусиков уже давно приучили бы валить лес.
Вертикаль
Цена вопроса не 48 тысяч долларов, а 48 тысяч рублей.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?