Раздвигаем стены

Классик белорусской литературы Максим Богданович прожил в Гродно четыре детских года...

Классик белорусской литературы Максим Богданович прожил в Гродно четыре детских года. В память об этом выдающемся поэте, критике, публицисте, переводчике названа улица в центре города, четверть века назад открыта музейная экспозиция. Однако до сих пор посетители, приходя в музей, чувствуют себя некомфортно из–за стесненных условий, в которых размещаются редкие фонды.


Историки долго спорили, в каком конкретно доме с 1892 по 1896 год проживала семья Богдановичей, переехавшая в Гродно из Минска. Остановились на двухэтажном деревянном здании в десяти шагах от старинного парка. Скорее всего, так оно и было. Ведь семья у Богдановичей была большая — родители и четверо детей. Еще в 1965 году на стене дома установили мемориальную доску, где было указано, что именно здесь жил будущий поэт. И только спустя два десятка лет тут появилась первая экспозиция, вместившаяся в нескольких комнатах.


В 1995 году из этого жилого дома удалось отселить две семьи. Так добавились новые площади для открытия полноценного музея. На то время места хватало, а помещения после ремонта выглядели достойно. Теперь обои на стенах поизносились, да и соседи сверху часто заливают их водой. Протекает крыша, потрескалась старая краска на фасаде, в фундаменте дома есть лопнувшие кирпичи...


Основательный ремонт за последние 15 лет здесь не делали, а вот экспозиции значительно расширились. Главный хранитель фондов Гродненского музея Максима Богдановича Людмила Абраменко называет такие цифры:


— Посетители у нас могут ознакомиться с 11.380 экспонатами, большинство из них размещены в пяти залах. Те, которые не поместились, хранятся в малогабаритном помещении площадью всего 17 квадратных метров.


И хотя я неоднократно бывал в этом музее, с удовольствием совершил еще одну экскурсию. Мой гид Людмила Абраменко перед тем, как зайти в очередной зал, включала там свет. С деньгами туго, поэтому приходится экономить на всем. Но только не на редких экспонатах, которых здесь немало. Самые ценные из них — это оригинальные вещи семьи Богдановичей. В кабинете отца поэта на столе стоит шкатулка. Более 40 лет назад ее из Ярославля привез известный гродненский писатель Алексей Карпюк. Шкатулку передал сводный брат Максима Богдановича Павел Адамович. С этой красивой вещью связана семейная история. Оказывается, дети разбили несколько градусников, и, чтобы их надежно хранить, отец Максима купил деревянную шкатулку с замочком.


В экспозиции есть личные вещи поэта — например, чайная ложка, оригинальные семейные фотографии. Среди драгоценных раритетов — два подлинных сборника стихов «Вянок» — единственного поэтического издания, выпущенного при короткой жизни поэта. Интересны также пожелтевшие за давностью лет настоящие метрики брата Максима Льва и сестры Нины, которые были крещены в гродненском Софийском соборе.


Людмила Абраменко показывает и экспонаты, которые напрямую не связаны с семьей Богдановичей, но они изготовлены в 90–е годы ХIХ века. Так что можно представить, какой интерьер был в их квартире, какой мебелью они пользовались. Например, комод, напольные часы, музыкальный инструмент фисгармония, самовар, кофейный и чайный сервизы, зонт от солнца, а также настольный звонок для вызова прислуги... В отдельном зале — экспозиция о жизни Максима Богдановича в России.


Многие вещи удалось приобрести у коллекционеров, чем–то помогли коллеги. Директор музея Светлана Рапецкая убеждена, что экспонатов должно быть намного больше. Ведь только в прошлом году жизнью Максима Богдановича интересовались более 10 тысяч человек, посетивших музей. Его руководство определило, какие еще вещи можно было бы приобрести, но для этого нужно более 56 миллионов рублей. А еще необходимо открыть выставочный зал, центр досуга...


Так, достойно, следует встретить 120–летний юбилей Максима Богдановича, который будет отмечаться в декабре.


Комментарий


Начальник отдела культуры Гродненского горисполкома Виталий Мамочкин:


— Сейчас в доме Максима Богдановича, кроме музея, находятся еще четыре квартиры. Наша задача — расселить их жильцов в другие места, а в самом здании сделать хороший ремонт и расширить экспозиции. Рассчитываем уже в этом году приступить к работе, хотя и понимаем, что средств на реализацию проекта потребуется немало.

 

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter