В Беларуси ежегодно уменьшается численность лошадей

Разделяй и здравствуй

В агрогородке Ремель Столинского района недавно в третий раз прошел конный фестиваль. Весело. С размахом. Подобных на Брестчине не проводит никто. Праздник, организованный местным конезаводом ОАО «Полесская нива», стал настолько популярен у полешуков, что съехались гости из всех соседних районов. Очевидно, развитие конного спорта, конного туризма требует внимания к отрасли, которая у нас пока не в особом почете. Ежегодно численность лошадей в Беларуси уменьшается на 7––13 процентов. А ведь в иных странах коневодство развивается стабильно и динамично, принося доходы конезаводчикам и удовольствие множеству людей.

Кони_1_b.jpg

Кто такая лошадь? Трудяга. Энергетический кризис ей не грозит, поскольку «топливо» — трава и овес, и такого добра в достатке. Она не истощает запасов нефти и угля. Не нарушает экологического равновесия. Может не только служить крестьянам, но быть использована в лесном хозяйстве и милицейском патрулировании, в туризме и медицине. Для скачек и охоты, на парадах. Или, как в Жабинковском райпо, для перевозки мелкорозничного товара и хозяйственного инвентаря. Плюс лошадь дает ценную продукцию: мясо, кумыс, кожевенное сырье. Эти животные служат человеку многие столетия.

Помню отцовские рассказы о том, как некогда хозяева лошадей, принудительно изъятых в колхозы, по ночам подкармливали своих питомцев. Жалели скотину, хотя она уже стала общественной, а не личной. Лошадь в хозяйстве была кормилицей. А безлошадный крестьянин считался человеком неимущим, бедняком. Безлошадник — синоним неудачника.

Но в XXI веке о лошадях говорят уже как о дорогостоящей экзотической забаве. Табун на лугу — редкое и невиданное зрелище. Хотя еще мое деревенское поколение запросто могло управлять повозкой, покрикивать «Н–н–но!», сидя на телеге с вожжами в руках. Каких–нибудь 20 лет назад лошадь в деревне была незаменима. А сейчас — больше роскошь, чем необходимость. Неудержимый процесс механизации превратил коня из необходимого транспортного средства в средство проведения досуга.

Сегодня в Беларуси насчитывается около 64 тысяч лошадей. В том числе в сельхозорганизациях их чуть более 38 тысяч, в фермерских хозяйствах — около 700, в личных подсобных хозяйствах крестьян — 25 тысяч. Есть еще деревни, где лошадь в почете. Тот же Столинский район. Агрогородок Рубель. На деревню с почти 4 тысячами жителей около 600 коней, притом что коров всего 260. Народ занимается овощеводством, и без лошадиных сил не обойтись. Но Рубель, как и Ремель, — исключение, а не правило.

На конном фестивале в Ремеле полешуки соревновались на собственных конных упряжках, преодолевая полосу препятствий — ради удовольствия и полтонны овса, который полагался победителю. Популярностью у публики пользовалась выставка–презентация лошадей белорусской упряжной, арабской, ганноверской и других пород, которыми славится организатор мероприятия — конезаводчики ОАО «Полесская нива». Лошади предоставлялись под седло всем желающим. В лотерею была разыграна кобыла белорусской упряжной породы. С паспортом! К слову, белорусские упряжные ценятся за универсальную работоспособность, добрый нрав, оригинальные масти и долголетие. Согласитесь, нетривиальное мероприятие.

У нас в стране аттестованы и работают 19 племенных сельскохозяйственных предприятий по коневодству. А вот фермерские хозяйства, занимающиеся разведением породистых лошадей, на пальцах одной руки пересчитать можно.

В Беларуси разводят тяжелоупряжные, легкоупряжные и верховые породы. Наиболее многочисленна белорусская упряжная порода. Сохраняется генофонд полесских лошадей, обладающих уникальными приспособительными качествами. Имеются селекционные группы лошадей русской рысистой породы, литовской тяжелоупряжной, шетлендских пони. Все большее развитие получает верховое направление отрасли, что неудивительно. В основном работа ведется с полукровными спортивными породами лошадей для классических видов конного спорта.

Может ли у нас коневодство стать перспективной и прибыльной отраслью? Как в Германии, Англии, Исландии, Швеции, Италии, да и в других странах, где занимаются разведением спортивных лошадей высокого класса? По мнению специалистов Научно–практического центра НАН по животноводству, наша страна обладает потенциалом, достаточным для развития коневодства на уровне мировых стандартов. Почему пока не получается — другой вопрос.

valentinak3@mail.ru

Фото «Навіны Палесся»

Советская Белоруссия № 163 (25045). Пятница, 26 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter