Раздельный старт

О подготовке велосипедистов–чемпионов

Говорят, что французские корреспонденты, приехавшие в Беларусь искать секрет подготовки велосипедистов–чемпионов, с трудом нашли школу, откуда вышли Александр Усов и Евгений Гутарович. Звучит вполне правдоподобно. Даже коренному минчанину отыскать затерявшийся во дворах объект непросто. Сперва французы удивили своим визитом тренера Владимира Тихонова, а затем уже удивлялись сами. Пыльное помещение в «хрущевке», бетонный пол, в котором поколения юных велосипедистов успели протоптать настоящие тропинки, то и дело роняющие капли трубы под потолком, который, в свою очередь, буквально лежит на плечах входящих... Все это никак не желало увязываться во французском воображении со школой, из стен которой выходят гонщики экстра-класса.


— Я в этом подвале уже 26 лет, — вспоминает тренер. — До меня здесь какие–то боксеры были: когда мы въезжали, еще груша висела. Обживались своими силами. Ремонт делали, разгребали хлам, на личном «Москвиче» я вывозил мусор. До нас ни тогда, ни сейчас никому дела нет. А французы уверены, что у нас тут мощный центр, идеальные условия, тысячи занимающихся, раз такие, как Гутарович, появляются. А когда узнали, что у нас в стране со всеми юниорами и ветеранами сотен пять гонщиков наберется, дара речи лишились. У них эта цифра под десяток тысяч подходит. Хотя с набором проблем у меня нет. Я детей стимулировать умею. Коммунистическая система в действии: хочет, скажем, парень велосипед домой получить — должен с собой пять новичков в секцию привести. А таких желающих знаете сколько! Плюс перспектива. Наш спорт — профессиональный. И те, кто наверх выбиваются, живут очень неплохо. Квартиры, машины... А родители такие моменты понимают очень хорошо.


— Знаменитые выпускники своей школе помогают?


— Конечно! У нас ведь больше половины велосипедов — подаренные. Даже олимпийский чемпион Олег Логвин вклад внес. Подарил свою «Кальнару» и еще пару велосипедов. С формой, кстати, ситуация аналогичная. Едет, скажем, выступавший за «Фонак» Саша Усов домой — пятьдесят комплектов формы везет. И вся школа в ней ездит. Сейчас вот Гутарович помогает. Да и остальные ребята, кто в Европе устроился, не забывают. А такой комплект формы, к слову, стоит около 120 евро. Это не считая специальной обуви. И уж тем более велосипедов. Их же мало купить — обслуживать надо. Среднестатистическому юниору на сезон три цепи нужно. Одна вилка на хорошем импортном «шоссейнике» около 380 евро стоит. Хорошо хоть ручки переключения передач мы сами делать научились. А ведь, кроме самих ребят, наш спорт никому не нужен.


— Это как?


— Не хочу эту тему развивать. Один такой «правдоруб» уже попытался через телевидение помощь искать, так его вообще выгнали даже из подвала. Хотя в то же время велотрек стоит новый, и помещения свободные там есть, и место удобное... Раньше отношение все же другое было, и люди другие. Понимали велоспорт. А сегодня наверху не видят ничего странного в том, что, к примеру, Гутарович на чемпионате страны по треку на неподготовленном «Аисте» ездит, у которого лишь одно колесо дисковое. Да и на тот пришлось свои педали ставить. Или вот еще момент: к открытию трека нам по случаю выделили деньги на покупку 15 трековых велосипедов. Так на них, как по заказу, сразу цена подскочила: вместо 15 лишь на 11 хватило. Но хоть столько: детских–то вообще нет. Станкам, на которых можно в помещении тренироваться, лет по 50 уже... Шумят так, что жильцы из расположенных над нами квартир приходят. Но это никого не интересует: все ждут, что клубы инвентарь дадут. А в клубах на белорусов (как, впрочем, и на всех постсоветских гонщиков) уже давно косо смотрят. Поехал парень домой в отпуск — знают: на велосипеде можно крест ставить. Сто процентов по возвращении скажет, что украли. С формой та же история: надо же дома всех одеть.


— Но ведь все равно приглашают.


— Приглашают. Несмотря на то, что время от времени у них там раздаются призывы, чтобы готовили местных гонщиков. Для того чтобы на «Тур де Франс» попасть в составе французской команды, как Гутарович в прошлом году, нужно на две головы сильнее местных быть. В этом сезоне его, правда, все же «подсидели» — на «Тур» не поставили. И Женя из–за этого даже клуб вроде бы решил менять: Армстронг его к себе звал. Наших ценят, и в первую очередь за характер. Я ведь помню, как Гутарович тренировался. Упадет, бывало, обдерет ноги, и чтобы я не увидел и с тренировки не снял — песком раны залепливает. Дескать, вымазал. Вот таких гонщиков в профессиональном туре ценят.


— Неужели успехи белорусов на престижных многодневках и чемпионатах мира не меняют отношения к их подготовке?


— Какое отношение к тем, кто постоянно сам ходит в гости и никого к себе не зовет, объяснять, думаю, не нужно. А когда этого всего нет, то и у тренеров руки опускаются. В парня лет пять все силы вкладываешь, а он раз — и уходит из спорта. Даже у меня несколько раз было такое, а что говорить о чуть менее успешных школах? Да и успехи тех, кто все же остался на трассе, материальное положение тренеров не улучшают. У ребят свои клубы и свои контракты, а то, что здесь творится, — словно из какой–то другой жизни.


— Не поэтому ли, кстати, на чемпионатах мира наши велосипедисты выступают хуже, чем в профессиональном туре?


— Главная причина, на мой взгляд, все–таки в том, что белорусов на чемпионатах мира и Олимпиадах традиционно немного. Человека два–три. А в шоссейной гонке вдвоем ничего не сделаешь, когда соперники вдевятером едут. Команда нужна. Поэтому некоторые начинают ехать «под своих работодателей». В 2002 году на чемпионате мира в Бельгии Кучинский так ехал, например. С первого взгляда было понятно, что он, хоть и в белорусской форме, едет «за итальянцев». И обвинять его сложно. Один–то он, хоть умри на дистанции, ничего не сделает, а с теми ребятами ему еще работать... А вот когда команда у нас будет, то и разговор совсем другой пойдет.


Кстати


В 2006 году ни в одной из команд международного про–тура не было белорусских гонщиков. Год спустя в составе «А2R» появился Александр Усов, а за «Ликвигас» стартовал Александр Кучинский. В нынешнем сезоне в различных командах тура ездят шестеро белорусов. Евгений Кириенко выступает за испанскую «Кас д’Эпрен», Евгений Гутарович — за французскую «Де Же», Александр Кучинский — за итальянскую «Ликвигас», Бронислав Самойлов и Андрей Куницкий — за «Квик степ» из Бельгии и Константин Сивцов — за «Коламбия–Эйч–ти–си» из США.


Участие в чемпионате мира по велоспорту, который стартует 29 сентября в австралийском Мельбурне, примут двое белорусских гонщиков. Нашу страну на равнинной трассе турнира будут представлять Евгений Гутарович и Константин Сивцов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter