Производители овощной продукции подтверждают: оснований для резкого роста ее стоимости нет

Разделение рисков — дело благородное

Уборка овощей в агросекторе страны сейчас в самом разгаре. Урожай, по отзывам специалистов, в принципе, не хуже, чем в прошлые годы. Какие прогнозируются цены?

Ответственность разделить по справедливости

В ноябре прошлого года, встречаясь с председателем Федерации профсоюзов Беларуси Михаилом Ордой, Президент поручил этой структуре отслеживать ситуацию на потребительском рынке. Александр Лукашенко требует контролировать цены по десяткам позиций, в первую очередь на социально значимые товары. 

Посещая недавно сельскохозяйственное предприятие «Озерицкий-Агро» под Минском, глава ФПБ отметил, что национальный профцентр регулярно фиксирует рост цен на овощную продукцию. 

По мнению Михаила Орды, причина такой ситуации в том, что нет четкого взаимодействия между производителями сельхозпродукции и торговыми сетями: 

— Все риски сегодня практически на производителях. Выращиваешь — рискуешь, заключаешь контракты — рискуешь. Ведь мало того что торговые сети требуют значительных скидок от производителей, так еще часто заключают договоры с отложенным платежом. Плюс к этому есть и практика возвратов: то, что не продано, производитель должен забрать и отнести себе на затраты. Это несправедливо. Риски надо перераспределить между производителями и продавцами. 

Договоренности должны быть надежными

Отечественный покупатель должен иметь возможность приобрести по приемлемой цене овощи, которых в стране выращивают предостаточно. К примеру, качественным картофелем мы обеспечиваем себя в полной мере. Тенденция сохраняется и в текущем году, по погодным условиям далеко не самом благоприятном для второго хлеба. 

В ОАО «За мир» Брестского района на выращивании этой культуры специализируются давно.  

— В среднем с гектара выкапываем по 330 центнеров клубней, — констатирует директор сельхозпредприятия Василий Ковалевский. — У нас есть современное хранилище, куда заложим часть урожая под будущую реализацию и клубни, оставленные на семена. 

Товарный картофель из этого прибужского хозяйства можно приобрести на осенних ярмарках. Цена, по которой «За мир» предлагает свой товар покупателям, более чем приемлемая — 66 копеек за килограмм. По такой же стоимости отборную бульбу поставляют предприятиям потребкооперации: сотрудничают с Брестским, Дрогичинским, Малоритским райпо. 60 тонн заложили в хранилище как стабфонд — в зимний период эти запасы также должны появиться в торговых точках.  

Василий Ковалевский считает, что договоренности между производителями и торговыми организациями должны быть надежными. Каждый шаг нужно просчитывать заранее и строго придерживаться своих планов. 

— Цена реализации картофеля позволяет вам окупать затраты? — спрашиваю у собеседника. 

— В прошлом году она составляла 55 копеек за килограмм. Словом, мы прибавили незначительно. С учетом всех затрат, выручки за проданную продукцию рентабельность этой культуры в минувшем сезоне превысила 34 процента. Урожайность тогда была на уровне 200 центнеров с гектара, картофеля мы собрали 1263 тонны. Этой осенью рассчитываем практически ­удвоить результат. Соответственно и окупаемость ожидаем более высокую. 

Кстати, выручку хозяйство должно увеличить не только за счет вала, но и качества. Крупных клубней сейчас гораздо больше. Мелким, впрочем, тоже найдут применение. По приемлемой цене их реализуют населению. В 2020 году, к примеру, продавали по 22 копейки за кило. Люди раскупили такой товар для личных подсобных хозяйств, которых на территории ОАО «За мир» достаточно. 

Напрямую у фермеров покупать выгодно

Затраты на выращивание сельхозкультур, конечно, растут. Дорожают запчасти, горюче-смазочные материалы. Картофелеуборочную технику нужно обновлять. Но важно все делать постепенно, считая каждый вложенный рубль и полученный от него эффект. 

Сколько же стоит картофель на рынках? В Бресте даже в разгар осенних ярмарок цена на товарные клубни не опускается ниже 90 копеек за килограмм. Отборную бульбу продавцы предлагают по 1 рублю 20 копеек. Самая низкая цена — около 70 копеек, но товарный вид далек от идеала. Покупатели делятся, что год назад крупную картошку могли купить по 60 копеек за кило. Примерно такая же цена была на свеклу и морковь. В начале нынешней осени цены стартовали с уровня в полтора-два раза выше. На некоторые овощи постепенно снизились. Столовую свеклу, к примеру, сейчас можно купить по 70—80 копеек. Белокочанную капусту продают в среднем по рублю за кило — на треть дороже, чем год назад. 


Интересуюсь, какова ситуация с картофелем и овощами у фермеров и готовы ли они продавать свою продукцию по более низким ценам. Глава фермерского хозяйства «Юлиан» в Лунинецком районе Михаил Гриневич полагает, что условия диктует рынок: 

— Мы специализируемся на выращивании картофеля. Нынешний год получился очень непростым. Летом у нас практически не было дождей, поэтому в урожайности потеряли. Не припомню, чтобы уже осенью цена на клубни была на таком высоком уровне. В Пинский регион товарные клубни поставляли по 85 копеек за килограмм. В России, куда отправляем большую часть продукции, стоимость еще выше. Там прогнозируют, что она и дальше будет расти. Так или иначе, приходится подстраиваться под эти реалии. Цены в масштабах одного хозяйства ведь не изменишь. 

В Столинском районе некоторые фермеры от овощей отказались в пользу плодово-ягодной продукции, которая по окупаемости в последнее время стала более выгодной. В фермерском хозяйстве «Ствига» остались верны прежним культурам. В этом сезоне, по словам главы хозяйства Николая Андрусевича, урожай хотя особо не порадовал, но цены приемлемые. Минувшей осенью капусту, морковь продавали по 18—20 копеек за килограмм, в итоге она оказалась нерентабельной. Сейчас частным заготовителям реализуют в среднем по 50 копеек. Впрочем, это ощутимо дешевле, чем в торговых точках или на рынке, а для производителя — выгодно. 

Даже несмотря на неблагоприятные погодные условия, урожай овощей в Брестской области лучше, чем в прошлом году. В Лунинецком районе отдача каждого гектара на уровне 500 центнеров. Такой результат обеспечили сельхозпредприятия и фермерские хозяйства. Продукции достаточно для потребностей внутреннего рынка и экспортных поставок. 

Глобальная конъюнктура

В сентябре 2021 года годовой прирост потребительских цен у нас в целом составил 10,2 процента, цен на социально значимые товары — 9,9 процента. На увеличение годового прироста основное влияние оказало удорожание мяса и мясопродуктов, товаров сегмента плодово-овощной продукции на фоне повышения регулируемых цен на автомобильное топливо, а также планового повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги высшего образования.

— Повышенный рост цен на продукты питания преимущественно обусловлен сохранением негативных тенденций на внешних рынках. По оценке МАРТ, годовой прирост мировых цен на продовольствие в сентябре 2021 года сохранился на уровне свыше 30 процентов, в России продукты питания за год подорожали на 10,2 процента (общая инфляция ускорилась до 7,4 процента — максимальное значение с июня 2016 года), — рассказали в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.

Николай Шум, председатель Брестского областного объединения профсоюзов:

— На Брестчине овощная продукция подорожала не ощутимо. Во многом это связано с тем, что картофеля и овощей аграрии производят куда больше, чем нужно для внутреннего потребления. Урожай закладывают в стабфонды. Нынешний год не исключение. Значит, нет никаких оснований для того, чтобы цены могли резко взлететь. 

kurets@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter