В попытке уничтожить авиаотрасли Беларуси и России Брюссель оказался в экономической ловушке и теперь вынужден генерировать некие предложения, но весьма странным образом.
Нужны равноправные отношения
Сперва Запад в 2021 году по надуманным предлогам ввел авиасанкции в отношении Беларуси. Это было сделано второпях, и никто даже не стал делать вид, что расследование по факту вынужденной посадки в Национальном аэропорту Минск самолета компании RyanАir имеет хоть какое-то значение. Было минирование или не было, сами пилоты принимали решение в чрезвычайной ситуации или нет, в том же Брюсселе мало кого до сих пор волнует. Главное — продолжать давить на Беларусь.С Россией поступить решили в том же ключе. После начала специальной военной операции в Украине, в феврале минувшего года, некоторые европейские страны, США и Канада закрыли свое воздушное пространство и для российских авиаперевозчиков. Москва в свою очередь ограничила выполнение полетов для авиакомпаний 36 недружественных государств.
Однако теперь для всех стало предельно понятно, что политические решения еврочиновников разрушают в первую очередь авиакомпании именно их стран. Приемлемых маршрутов облета нет. И вот руководитель генерального директората по транспорту Европейской комиссии Хенрик Хололей на пресс-конференции в Дублине потребовал от России отмены выплат с иностранных авиакомпаний за перелеты над территорией Сибири в случае, если воздушное сообщение со странами ЕС будет восстановлено. Брюссель в своем духе: угрожает, запугивает, а когда это не срабатывает — не просит и гарантирует погашение убытков за прежние свои действия, а требует. Но что значит пролеты бесплатно?
Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Игорь Комаровский отметил, что нынешнее заявление господина Хололея идет в русле последних тенденций Вашингтона, Брюсселя, Лондона — установить для России потолки цен на нефть и газ и на остальное тоже:
— Для них желательно, чтобы это не просто стоило дешевле, а лучше получать все бесплатно. Исходя из данных позиций, западники планируют и летать через территории Беларуси и России бесплатно. Естественно, не снимая с наших стран санкций, не обеспечивая равных условий пролета на такой же безвозмездной основе. С этой точки зрения такие громкие заявления не имеют здравого смысла.
Возобновлять контакты
Наша авиация, работая в сложных условиях, обеспечивает устойчивое функционирование и безопасную эксплуатацию всех воздушных судов: гражданских и торговых. Поэтому Беларуси удается сегодня нормально выходить из санкционной ситуации.Депутат подчеркивает, что основным критерием для нас является обеспечение безопасности полетов — содержание в технически исправном состоянии белорусских бортов:
— Во-первых, это парк наших пассажирских воздушных судов, да и грузовой, хотя он не такой многочисленный, как в России. Во-вторых, компания «Белавиа» в части перевозок пассажиров всегда характеризовалась надежным авиапарком — он у нас не старый, не изношенный. В-третьих, воздушные суда в Беларуси всегда обслуживаются своевременно и качественно. Да, транспортно-логистические цепочки выросли, возникли проблемы с приобретением оригинальных запчастей, но выход всегда есть из любых ситуаций.
Игорь Комаровский уверен, что с политической точки зрения нашим оппонентам на Западе не удалось лишить нас воздушного флота, как они ни старались. Такие попытки в принципе бесперспективны, они заставляют Беларусь использовать новые возможности по части кооперационных связей, определенные шаги по импортозамещению. Это еще раз доказывает, что коллективному Западу шантажировать нас не удастся, а значит, рано или поздно им придется садиться за стол переговоров и налаживать, возобновлять контакты, идти навстречу друг другу. Иного пути нет.
savostenko@sb.by