Разбор полетов

Нарушение и наказание

Каждую минуту минские перекрестки проезжают десятки авто. Одни водители, стоит только светофору замигать зеленым, сразу притормаживают. Другие, напротив, давят педаль газа в пол, обгоняют, подрезают, разворачиваются через «двойную сплошную» и при этом по телефону обсуждают с приятелем вчерашний футбольный матч... Сожалеть о своем поведении они, словно напроказничавшие третьеклассники, будут лишь остановившись по требованию инспектора ДПС. Дальнейший сценарий знаком каждому водителю–нарушителю: протокол — вызов в ГАИ — дилемма штраф или лишение прав... Как она разрешается, узнала спецкор «СБ», побывав на «разборе полетов» в Госавтоинспекции Минска.


Каждому — свое!


В актовом зале Минской ГАИ собралось четыре десятка нарушителей. Вот один из них. Впрочем, 28–летний водитель «Форда», врезавшийся на проспекте Независимости в бампер переднего авто, до сих пор косвенно винит в случившемся... пострадавшую сторону.


— В тот день шел сильный дождь, видимость, сами понимаете, не очень, — разводит руками Виталий Авдеев. — А водитель из Вилейки — города не знает: свой поворот едва не прозевал и ударил по тормозам. Вовремя среагировать я не успел, да и дорога мокрой была, врезался.


Такие аварии для Минска типичны. Говоря языком протокола, несоблюдение дистанции. Учитывая то, что водители и пассажиры отделались лишь испугом, а машины — незначительными повреждениями, заместитель начальника Минской ГАИ Владимир Пиульский наказывает Авдеева наименьшим из возможных штрафом — 140.000 рублей. Улыбающийся автомобилист спешит в банк, чтобы к вечеру получить свои права обратно. Это на заметку тем водителям, которые в случае ДТП готовы откупиться от пострадавшей стороны любой суммой, только чтобы в ГАИ не звонили, мол, сейчас за любую аварию прав лишают.


— Такое утверждение в корне неверно, — замечает начальник Минской Госавтоинспекции Дмитрий Корзюк. — На мой взгляд, лишать водительского удостоверения следует, если нарушение совершено осознанно и умышленно — например, дважды за год серьезно нарушен скоростной режим или, будучи в подпитии, человек все равно садится за руль...


Следующего горе–водителя и надо бы лишить прав, да не выйдет — нет их у него... По собственному признанию, 32–летний Иван Машковский в автошколе прилежно отучился, да только теоретический экзамен в ГАИ сдать не смог. А поскольку работает слесарем — готовит к продаже машины, пригнанные из Европы, — то и доступ к ним имеет неограниченный. Две недели назад поздно вечером Машковский даже из собственного двора выехать не смог — врезался в припаркованную машину и, испугавшись штрафа, с места ДТП скрылся. Разбитый «Опель–Вектра» слесарь спрятал в соседнем дворе, однако «передислокация» не помогла: три дня спустя Ивана вызвали в ГАИ.


— Я потерпевшему 1.000 долларов предлагал на ремонт с условием, чтобы он забрал свое заявление, тот ни в какую, — в ожидании «приговора» нарушитель очень волнуется. — Я ж не куда–нибудь, а в аптеку ехал — сын маленький заболел.


Листая паспорт Машковского, Владимир Пиульский понимающе кивает, но вдруг суровым взглядом окидывает «бесправного» водителя:


— У вас же нет детей, судя по документам... Что ж вы обманываете?


Горе–шофер тушуется и опускает голову, понимая, что теперь смягчить его вину уж точно нечем... Штраф и в самом деле для бюджета получается весомый — 1.750.000 рублей: 250 тысяч за совершение ДТП, в 500.000 рублей обошлась езда без прав, еще 1.000.000 — расплата за побег с места аварии.


Наглость — второе несчастье?


Встретились мне и водители, нарушившие ПДД не по рассеянности, безалаберности (забыл дома страховку) или трусости, а именно умышленно, нагло. 26–летний загорелый модно одетый парень меньше остальных напоминает безработного. Ездит на спортивной «Тойоте–Селика». Однако у него не то что постоянного дохода нет — даже профессии: окончил только среднюю школу. Из любопытства спрашиваю:


— Где деньги на бензин берете?


— Нахожу, — уклончиво отвечает нарушитель–рецидивист. Только в нынешнем году он уже четырежды ехал «наперекор» ПДД. Решение Дмитрия Корзюка сурово, но справедливо: лишение прав на 9 месяцев. Может, за этот срок парень найдет время, чтобы подумать над своим поведением...


Следом за ним на стул рядом с начальником ГАИ садится 25–летний студент–заочник Денис Корнеев. Второй раз за неделю его — не имеющего прав в принципе — задержали за рулем машины приятеля. Видно, первый штраф в 350.000 рублей не подействовал. Размер второго — 700.000 — почти равен стоимости обучения в автошколе. Но запишется ли в нее парень, который не бережет ни собственную жизнь, ни родительские накопления...


Запрещенный маневр


— За 16 лет работы в ГАИ я заметил, что культура вождения серьезно изменилась, причем не в лучшую сторону, — рассуждает Дмитрий Корзюк. — Водители чаще совершают запрещенные маневры, превышают скорость и не каждый раз осознают опасность своих поступков, не всегда раскаиваются. Пешеходы тоже нередко ведут себя неправильно: знают о данном им ПДД преимуществе перед водителями, переходят дорогу и даже не смотрят налево–направо... Когда же замаячит большой штраф, давят на жалость, приводят на разбор чуть ли не всю семью, включая маленьких детей и стариков. Универсального решения для всех случаев не существует: в каждый нужно вникать. Разобраться, мог ли водитель предвидеть аварийную ситуацию, почему намеренно превышал скорость, подвергнул ли риску чью–то жизнь, возместил ли ущерб пострадавшим в ДТП, признает ли вину. Учитываем и профессию нарушителя, его заработок — штраф ведь должен быть не только суровым, но и «подъемным». Тем более что задача ГАИ — не лишать прав и наказывать рублем, а убедить людей уважать и соблюдать Правила дорожного движения.


Справка «СБ»


Водительские права изымают, по статистике, всего у 11 из 100 виновников аварии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter