Разбор полетов

Откуда взялся поток жалоб на Национальный аэропорт Минск?

Разбор полетов не воздушных, а вполне земных пришлось проводить руководителям РУП «Национальный аэропорт Минск». Чем он обернулся?

Предыстория

Шалико Меликян в Армении рос сиротой. Поэтому родственных корней, которые крепко связывали бы с родиной, у него почти не было. Во время срочной службы, которую проходил в Беларуси, входившей тогда еще в состав Советского Союза, Меликян познакомился с симпатичной белоруской — студенткой минского иняза. Молодые люди полюбили друг друга и решили пожениться. Обосновались в Минске. В последний день 1964 года в семье родился сын Дмитрий.

Отучившись в девятой минской школе и суворовском училище, Дмитрий Меликян затем закончил военное училище и вполне закономерно связал свою жизнь с военной службой. Его специализация — управление воздушным движением и авиационная связь. Закончил службу в звании подполковника Военно-воздушных сил Беларуси и в должности начальника штаба воинской части.

После увольнения в 2002 году в запас Дмитрий Шаликович долго без дела не оставался. Работал заместителем, а затем и директором аэропорта Минск-1, который заканчивал свою летную жизнь. Потом руководил коммерческой фирмой. Руководитель комитета по авиации предложил ему стать заместителем генерального директора РУП «Национальный аэропорт Минск». Меликян не стал отказываться. Ровно через месяц после его назначения на эту должность погиб в автодорожной аварии генеральный директор этого республиканского унитарного предприятия Владимир Соколовский. На ставшую вакантной должность был назначен его молодой заместитель.

Меликян старался до всего дойти своим умом. В общем-то, получалось, но мешало лучше наладить дела то обстоятельство, что два года оставалась вакантной должность первого заместителя РУП «Национальный аэропорт Минск». Меликян решил пригласить на эту должность Андрея Синькевича, которого знал еще по службе в армии. После согласования его кандидатуры у министра транспорта и коммуникаций был назначен на должность и приступил к исполнению своих служебных обязанностей.

Поначалу Меликяну казалось, что пришел надежный помощник, его правая рука во всех делах и начинаниях. Он со спокойной душой стал отлучаться на учебу в Академию управления при Президенте, где проходил обучение как перспективный руководитель, который в дальнейшем может продвинуться по должностной лестнице.

Возвращаясь после учебы на предприятие, Дмитрий Меликян стал раз за разом обращать внимание на то, что Синькевич, исполнявший в его отсутствие обязанности генерального директора, совершал действия на грани фола. После очередного такого случая генеральный директор издал приказ, согласно которому отделу внутрихозяйственного контроля предприятия поручалось осуществить проверку использования автотранспорта, закрепленного за руководящим составом предприятия, за первый квартал 2011 года.

После внутренней проверки

Проверка была закончена 11 мая. В ходе ее установлены грубые нарушения трудовой и исполнительской дисциплины в службе спецтранспорта, которые нашли свое отражение в соответствующем акте. Так, приказом от 02.02.2010 за автомашиной «Фольксваген Кэдди» закреплен водитель С. Черепович. По приказу руководителя предприятия А. Синькевич был допущен к самостоятельному управлению данным автомобилем, но только на территории аэродрома. Тем не менее первый заместитель не стал принимать во внимание это ограничение и использовал автомобиль не в служебных целях. В ходе проверки установлено, что такие нарушения он допустил 9, 15, 23, 29 и 30 января, 5, 6, 12, 19, 20 февраля, 5, 19 и 26 марта. Эти дни у Синькевича не были рабочими, однако он регулярно использовал служебный автотранспорт, что подтверждалось путевыми листами.

Когда к нему возникли серьезные претензии, первый заместитель генерального директора стал ссылаться на то, что по выходным ему требовался служебный автомобиль, чтобы на нем приезжать в Национальный аэропорт и контролировать отправление и прибытие литерных рейсов, с помощью которых совершают свои поездки руководители государства. Но каждый «литер» оформляется приказом по предприятию. Этот аргумент несложно было проверить. Выяснилось, что он не соответствует действительности. Равно как и другие объяснения и оправдания А. Синькевича.

Проверкой установлено, что первый заместитель генерального директора А. Синькевич своими неправомерными действиями способствовал нарушению требований, предусмотренных внутренними инструкциями. Проверка также установила многочисленные факты использования первым заместителем гендиректора служебного автомобиля для своих личных, семейных, бытовых и иных нужд, никак не связанных с деятельностью предприятия.

Многих потрясли факты, которые стали известны в ходе проверки. Дело в том, что А. Синькевич дважды за последнее время был лишен права управления транспортными средствами. Первый раз такую меру на три года к нему применила ГАИ Первомайского района Минска в 2003 году, наказав по ст. 115 ч. 1 КоАП. Тогда водительское удостоверение у проштрафившегося изымалось. А когда Минским городским судом за те же прегрешения по ст. 317 ч. 2 УК был осужден к двум годам лишения свободы условно, а также лишен права управлять транспортными средствами на два года, А. Синькевич умудрился каким-то образом не сдать водительское удостоверение, продолжая им пользоваться. Эти неприглядные факты Синькевич умышленно скрыл от руководства предприятия и начальника службы спецтранспорта.

10 мая этого года А. Синькевич, не получив никаких служебных заданий, не имея законного водительского удостоверения, в очередной раз управлял служебным автомобилем «Фольксваген Кэдди» и рано утром был остановлен для проверки документов инспектором ДПС ОГАИ Минского ОВД на воздушном транспорте. Он предъявил удостоверение, которое числилось по базе данных УГАИ МВД Беларуси как сданное им самим при лишении права управлять транспортными средствами. Инспектор ДПС в этой связи составил административный протокол. 

 Сочтя пояснения своего первого заместителя несостоятельными, Дмитрий Меликян 13 мая с.г. издал приказ об увольнении А. Синькевича за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей согласно п.1 ст. 47 Трудового кодекса. Уволенный обжаловал этот приказ в комиссии по трудовым спорам РУП, но она не усмотрела нарушений закона. Тогда уже бывший руководитель обратился с соответствующим исковым заявлением в суд Октябрьского района г. Минска.

Для рассмотрения искового заявления потребовалось несколько месяцев. Суд в итоге признал необоснованными требования А. Синькевича к РУП «Национальный аэропорт Минск» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и возмещении морального вреда. Истец обжаловал это решение в Минском городском суде.

Судебная коллегия Мингорсуда сочла необоснованными доводы Синькевича. Ведь из материалов дела и пояснений представителя ответчика следовало, что в выходные и праздничные дни ответственными лицами за безаварийное функционирование аэропорта являются работники соответствующих специальных служб. Судебная коллегия своим определением решение суда Октябрьского района от 5 октября с.г. оставила без изменения, а кассационную жалобу истца — без удовлетворения.

Кому захотелось «попить крови» гендиректора?

В течение года в РУП «Национальный аэропорт Минск» прибывает одна комиссия за другой. Проверяют письменные обращения, подписанные от имени коллектива предприятия. Дошло даже до того, что в жалобах озвучиваются упреки такого рода: почему столь серьезным предприятием руководит армянин, а не белорус? Как будто национальность руководителя определяет уровень руководства и успехи предприятия.

Я прямо поинтересовался у А. Синькевича: имеет ли он отношение к жалобам на руководство Национального аэропорта?

— Нет, я не причастен к этим жалобам, — ответил Андрей Викторович и счел необходимым добавить: — Я имею опыт работы в контрольно-ревизионных органах. Если бы я занимался написанием обращений, то выходил бы на конкретику, на нее делал бы упор.

Выходит, он знает, что в жалобах, направляемых в правоохранительные и иные органы, мало конкретных фактов... Откуда, если заявляет, что коллегам по былой работе не звонит, специально уезжал в санаторий, чтоб продемонстрировать, что разборками с бывшим своим шефом с помощью жалоб он не занимается. Правда, Андрей Синькевич, как признается, не отказался от борьбы за свое восстановление на работе.

— Мы пятнадцать лет дружили с Меликяном, — заявляет уволенный по далеко не лестной статье Трудового кодекса. — Он даже выступал моим поручителем при строительстве квартиры, так как хотел, чтобы я получил жилье в поселке Сокол, поближе к работе, а не в Минске, где я стоял на очереди. Я обижаюсь на генерального директора за то, что он вместо того, чтобы разойтись со мной нормально, стал искать мою вину в использовании служебного автомобиля в своих целях.

Получается, генеральному директору надо было закрыть глаза на нарушения законодательства? Поступи он таким образом, немалый проступок совершил бы и сам. Ведь директивы Президента и другие правовые акты предписывают руководителям избавляться от нерадивых работников, грубо нарушающих трудовую и исполнительскую дисциплину. Поэтому, думается, Дмитрий Шаликович поступил правильно, по-государственному, проявив принципиальность и требовательность к человеку, который назывался другом. Чашу директорского терпения переполнило установление факта двухразового лишения А. Синькевича водительских прав за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, его судимости за это прегрешение. Разве позволительно раз за разом садиться пьяным за руль руководителю, в подчинении у которого находится огромный коллектив? Имеет ли моральное право такой нарушитель закона кем-то руководить?..

Поэтому попытки А. Синькевича обелить себя, восстановиться на хорошо оплачиваемой работе, как представляется, окажутся тщетными. Конечно, есть определенная доля вины в возникшей ситуации и Дмитрия Меликяна. Ему следовало более внимательно и ответственно подойти к подбору кандидатуры своего первого заместителя. Но как показывают проверки, в основном только этим упреком претензии к нему и ограничиваются. Между тем руководитель, а вместе с ним и весь коллектив, выполняющий чрезвычайно ответственные задачи, в последнее время лишен возможности нормально работать. Чтобы расставить все точки над «і», закончить разбирательства, он обратился за помощью в редакцию «ЮГ». Мы очень даже понимаем переживания и опасения Дмитрия Меликяна. Хочется надеяться, что правоохранительные, контролирующие и другие государственные органы не будут идти на поводу у человека (будь им А. Сенькевич или некто иной), который поставил своей целью если не парализовать работу предприятия национального значения, доказав тем самым несостоятельность его руководства, так изрядно «попить его крови».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter