Можно ли было решить вопрос с повторным досмотром пассажира, не разворачивая наш "Боинг"?

Разбор полета

Признаюсь честно: я боюсь летать. Тем не менее периодически пользуюсь авиатранспортом. Сидя в салоне самолета, летящего на высоте 10—11 километров над землей, всегда уповаю на надежность машины и мастерство пилотов. И сама того не желая, чувствую всякую воздушную яму, любой, даже самый незначительный крен при поворотах.

Поэтому мне понятно, какие чувства испытывали пассажиры рейса Жуляны (Киев) — Минск, когда их «Боинг», вдруг развернулся в воздухе и полетел обратно в Киев. Не сомневаюсь, это не только нарушило планы всех, кто находился на борту, но и подвергло стрессу: на фоне сложной политической обстановки в Украине каждый испытал страх и задался вопросом: что же происходит?..

Позже выяснится, что среди пассажиров белорусского «Боинга» оказался человек, с которым срочно понадобилось повидаться Службе безопасности Украины, поскольку он мог «угрожать национальной безопасности». Заинтересовал СБУ журналист Армен Мартиросян (на фото), работающий в Киеве на одно из пророссийских информагентств. Получив указание от представителей силовой структуры, диспетчер, не объясняя причин, велел экипажу нашего «Боинга» срочно поворачивать обратно. Причем предупредил, что в случае неповиновения в воздух будут подняты истребители.

Проверять, насколько далеко могут зайти коллеги, и рисковать командир экипажа самолета не стал: ведь в салоне находились 136 пассажиров и 6 членов экипажа. Тем более что выполнения команд диспетчера требуют все инструкции, международные и внутренние. Как профессионал и здравомыслящий человек он принял единственно правильное решение и подчинился требованию. Воздушное судно кратчайшим путем отправилось обратно в киевский аэропорт. И это притом, что баки были полны керосина...

Разумеется, в Минск рейс прилетел с задержкой, и другие самолеты, автобусы и электрички, на которые рассчитывали попасть пассажиры, их не дождались. Издержки понесла и компания «Белавиа». А кто подсчитает сожженные килонервы пассажиров и их близких, которые ожидали в аэропорту? И главное — для чего были все эти жертвы? Ведь господин Армен Мартиросян вылетел в Минск следующим же рейсом. У него пытались найти некий «электронный носитель информации», но таковой не обнаружился, а веских оснований у бдительных офицеров СБУ для задержания журналиста не нашлось.

Руководство «Белавиа» принесло пассажирам извинения за доставленные неудобства, хотя, по сути, его вины в этом нет. А что же украинская сторона? Извиняющихся ноток в голосе киевских авантюристов в погонах пока не слышно. Они категорически опровергают, что угрожали «поднять истребители». Правда, после обещания представителя нашего авиаперевозчика обнародовать переговоры диспетчера «Украаэраруха» с экипажем самолета дали понять, что угроза могла быть инициативой диспетчера, радеющего за безопасность страны. И добавляют, дескать, практика возвращения самолетов при наличии информации о какой-нибудь угрозе — либо террористического характера, либо касающаяся национальной безопасности —

это нормальный цивилизованный путь решения проблемы. Но это, братцы-украинцы, извините, попытка сделать хорошую мину при плохой игре! Нельзя так себя вести. Грубо, тупо и непрофессионально.

Ведь цивилизованным путем решения проблемы  было — связаться с белорусскими коллегами из соответствующего ведомства и попросить их оказать помощь и правовую поддержку в задержании человека, который представляет угрозу национальной безопасности. Не ставя под угрозу жизнь и здоровье никого из 136 пассажиров авиалайнера. Не устраивая международный скандал в небе. В общем, серьезные люди так не поступают. Они принимают взвешенные решения. Учитывают интересы обеих сторон, а не руководствуются сиюминутными импульсами. А совершив ошибку, находят в себе достоинство и признают ее, пытаются исправить ситуацию. Надеюсь, что так и будет.

nevmer@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter