Величайший комедиограф современности Вуди Аллен отметит на следующей неделе 85-летие

Разбирая Вуди

Не знаю, как вы, а я обожаю кинокартины Вуди Аллена. Они беззащитны и открыты, не претендуют на морализаторство и художественные открытия. В них всегда простой и ясный сюжет, понятные диалоги. Вуди Аллен — американский Чехов с его меткими наблюдениями за человеческой природой и ее несовершенством. И как у любого крупного художника, первый объект для критики у режиссера и сценариста — он сам, незадачливый, самовлюбленный нью-йоркский интеллектуал.

1 декабря американский классик кинематографа, мастер интеллектуальной разговорной комедии, четырехкратный обладатель премии «Оскар» Вуди Аллен отметит 85-летие. К его юбилею в пятницу, 4 декабря, телеканал «Культура» показывает один из лучших его фильмов «Разбирая Гарри» (23:35). Это смесь драмы, комедии и легкого фэнтези в духе фантазий Аллена. А еще это повод пересмотреть его лучшие картины золотого периода — «Ханна и ее сестры», «Манхэттен».

Трудно переоценить вклад старины Вуди в мировой кинематограф. Каждый год он выдает по новому фильму, в которых снимаются самые популярные актеры, в том числе молодого поколения. Положа руку на сердце скажем, что картины эти, снятые уже не в США, а в Европе, откровенно уступают зрелым работам мастера. Однако не оценить его трудоспособность нельзя. Сам Аллен объяснял, что снимать в старушке Европе выходит дешевле, чем в Америке. Но все-таки именно Нью-Йорк — истинное, как принято сейчас говорить, место силы мастера. Без его ауры кинематограф Аллена лишается и своего очарования. Снять Европу лучше, чем это делали подлинные европейцы и интеллектуалы Антониони, Бергман или Трюффо, сложно. Кстати, Вуди Аллен всегда больше относил себя к европейской традиции и даже снял несколько мрачных картин вопреки природе собственного дара, подражая стилю камерных драм великого шведа Бергмана.

Стиль Аллена узнаваем. Некоторые авторы пытаются работать в его жанре интеллектуальной комедии, но получается не всегда удачно. Трудно создавать интеллектуальную комедию, не будучи интеллектуалом. И не каждому режиссеру под силу воплотить на сцене летящий диалог Вуди Аллена, стремительную перемену настроений героев, парадоксы и тупики. Хотя его пьесы идут на театральных подмостках. К примеру, Константин Богомолов поставил в Московском художественном театре два спектакля — «Мужья и жены» и «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025».

Белорусский режиссер Денис Нупрейчик дважды работал с пьесой Вуди Аллена «Парящая лампочка»: в Новом драматическом театре выпустил спектакль «Шанс, которого ждешь всю жизнь», а в Минском областном театре в Молодечно — «Фокусы жизни». «Образ Пола Поллака, главного героя пьесы, удивительно напоминает самого Вуди Аллена во время его детства — тяжелого, бедного и, как ни парадоксально, светлого. Разве нам это не близко?» — говорил режиссер в одном из интервью.

Близко, очень близко. Поэтому мы и любим его жизнеутверждающее мудрое творчество, в котором таланту и искренности не всегда воздается по заслугам, но на робкое утешение они в его историях могут рассчитывать.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter