Раз, два, три — продано!

В Минске “уходят” с аукциона квартиры в энергосберегающем доме Несмотря на то что последний подъезд дома еще не распродан, сегодня можно уверенно констатировать: потенциальные жильцы дома не оценили масштаба проекта. Во-первых, сам аукцион собрал намного меньше участников, чем в июле, когда продавалась обычная серийная пятиэтажка. Во-вторых, в ходе моего опроса участников торгов только одна женщина сказала, что для нее важна экономия энергии в новом доме. Другие опасались того, что дом первый, “опытный” (а “мы будем как бы подопытными...”) и неизвестно, чем все обернется. Многие жаловались на испорченную энергоэффективной системой планировку. Остальные признавались, что им вообще все равно — было бы где жить. Между тем по проектным расчетам потери тепла в новом доме удастся уменьшить примерно в три(!) раза. Напомним, что плата за тепло составляет около половины ежемесячных коммунальных платежей.

История
Сегодня мы особенно много говорим об эффективности использования энергии. Начиналась же кампания по энергосбережению (пусть и в других масштабах) еще в начале 90-х годов, когда ранее почти даровые ресурсы оказались в новой цене. Обогревать улицу почти в таких же объемах, что и помещение (что до сих пор делается в большей части отечественного жилого фонда), стало экономически тяжело. Первый белорусский норматив, ужесточающий требования к теплопотерям здания, вышел в 1993 году. Началось строительство новых домов, в которых теплопотери удалось снизить в полтора раза: со 150 кВт/ч на квадратный метр в год до 90—110 кВт/ч. Но и это было много. В конце 90-х годов ученые института НИПТИС начали работу по проектированию нового типа жилого дома, потребляющего в несколько раз меньше энергии, чем существующие, — на уровне 30 кВт/ч. При этом дом должен был подходить для массового строительства, поэтому проект делался на основе серийного дома с минимальным количеством изменений планировки.
Достаем деньги из трубы
20 процентов тепла из дома уходит через стены, столько же — через окна и больше 50 “теплых” процентов буквально улетают в трубу — через вентиляцию. В новом доме утеплены стыки панелей, стоят двойные, утепленные внутри стеклопакеты. Но главный козырь проекта в переходе от традиционной системы свободной вентиляции к приточно-вытяжной. Проблема обычной системы вентиляции в том, что через шахты из квартиры уходит теплый воздух, а через окна и щели приходит с улицы холодный, на обогрев которого тратится слишком много энергии. Перекрыть же приток воздуха нельзя (хотя именно это и происходит при установке стеклопакетов), иначе в квартире резко повышается влажность, может даже появиться плесень.
В новом доме в каждой квартире предусмотрена принудительная система удаления воздуха через вентилятор в шахты. Второй вентилятор, установленный снаружи, через эту же шахту по другому рукаву подает воздух с улицы в квартиру, причем в каждую комнату отдельно. При этом оба потока воздуха проходят через специальное устройство — рекуператор, в котором между двумя воздушными потоками произойдет теплообмен (коэффициент полезного действия рекуператора порядка 90 процентов). В результате на улицу улетит охлажденный воздух, а в квартиру — подогретый.  Скорость вентиляции можно регулировать.
Конечно, дом подорожал. По словам авторов проекта, примерно на 50—70 долларов за метр (что должно окупиться лет за шесть). Но дорожай он хоть пять раз по 50 — рыночная цена недвижимости в Минске намного выше. Напомним, что за метр победители торгов платили больше полутора тысяч долларов (при стартовой цене, в которую уже включена прибыль строителей, 2,2 млн рублей за квадратный метр), поэтому удорожание проекта никак не могло отразиться на спросе.
Окруженные вентиляцией
Вместе с министром жилищно-коммунального хозяйства Владимиром Белохвостовым мы отправились в новые квартиры энергосберегающего дома, чтобы не только увидеть все “в сборе”, но и оценить претензии некоторых будущих жильцов к функциональности планировки.
Внешне дом на самом деле похож на серийную панельку, которых в спальных районах большинство. В глаза бросается лишь вынесенная вперед вертикальная шахта, которая проходит рядом с балконами. Именно в ней и происходит “забор-выброс” воздуха. Сами рекуператоры находятся внутри балконов. Чтобы не пугать жильцов большими и блестящими трубами, система рекуперации закрывается ролетами.
Больше всего бросается в глаза система “подачи воздуха” в комнаты — вентиляционный канал прямоугольной формы проходит под потолком кухни и прихожей. Возможно, на кухне это будет мешать при расстановке мебели. Больше ничего внешне необычного: новые конструктивные узлы могли оценить только при строительстве, а окна тоже в глаза не бросаются — обычные стеклопакеты.
Каждая квартира считает тепло отдельно
На батареях в каждой комнате стоят регуляторы подачи тепла.
— На практическом примере этого дома мы будем разрабатывать документацию и нормы по эксплуатации индивидуальных счетчиков тепла, — рассказал Владимир Белохвостов. — Потому что здесь, помимо индивидуальных счетчиков в каждой квартире,  есть и групповые, что даст нам возможность сравнить их показатели и все просчитать. Это необходимый опыт для коммунальных служб, чтобы выйти на новый уровень учета тепла и техобслуживания систем вентиляции.
В следующем году по поручению министра архитектуры и строительства Александра Селезнева энергосберегающий дом будет спроектирован для каждой области. В случае признания проекта успешным будет начато массовое строительство, а проект, возможно, пойдет даже на экспорт, потому что в СНГ таких аналогов пока нет, а многие технические решения наши ученые поспешили запатентовать. — Мы тоже поддерживаем строительство таких домов, — говорит Владимир Белохвостов. — Проектировщики применили очень удачные решения в окнах и ограждающих конструкциях. И даже если не будет проектного снижения потребления тепла в три раза, то и снижение в два раза можно считать отличным и прогрессивным результатом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter