Как решить проблему добротных гостиниц в райцентрах

Райцентр, как театр с вешалки, начинается с гостиницы

Пришлось останавливаться в гостинице городского поселка Глуск. По конструкции здания видно, что оно не совсем старое. Но сложилось впечатление, что за последние 20 лет его ни в одном месте не касалась рука ремонтника. Полы, стены, двери обветшали. Когда спросил у администратора, как докатились до такой жизни, ответ был обезоруживающе прост: на ремонт нет денег. 

Гостиницы, оставляющие неприятные впечатления, можно увидеть и в других небольших райцентрах. Выходит, местные жители имеют право жить по стандартам XXI века, а путешественникам достаточно и XIX. Отсюда души и туалеты в конце коридора, скрипучие полы или паркет, который ни разу не натирали с момента укладки. 

Районное начальство в таких случаях оправдывается: на гостиницу нет времени и денег, успеть бы разобраться с промышленным и сельскохозяйственным производством, за которое спрашивают сверху. Однако не хлебом единым жив человек. Деньги приносят исторические памятники и природа любого района. Словом, зарабатывать можно на туристах. Но, скажите, кто поедет любоваться красотами, если переночевать ему предложат в затрапезном номере?

Можно ли поправить дела в гостиничной сфере небольших городов? Есть хороший пример грамотного подхода к решению проблемы. В Быхове гостиница убыточна, но ухожена. Жилкомхоз из своих доходов заменил окна и двери, отремонтировал комнаты. 

Почему пошли на затраты без надежды их окупить? Для местных властей гостиница — это ворота района, его престиж. Любого командированного или туриста надо достойно встретить, дать возможность хорошо отдохнуть. Тогда у него появится желание еще раз приехать или посоветовать знакомым. 

Не все ЖКХ могут найти деньги на ремонт гостиниц. Но и здесь есть выход. В небольших райцентрах, как правило, гостиницы сверхдешевые. И получая с клиента, допустим, не 50 тысяч рублей, как сейчас, а в два раза больше, можно потихоньку собирать деньги на ремонт. 

Есть и третий путь. Им пошли уже некоторые райцентры. Убыточные гостиницы продают в частные руки. Предприниматели сначала проводят там ремонт, а потом в зависимости от ситуации решают, сколько комнат сдать под офисы или торговые точки, а сколько оставить для проживания гостей.

Так поступили в Рогачеве. Гостиницу у жилкомхоза купил предприниматель, навел порядок, и теперь там охотно останавливаются приезжие. Цены за номера новый владелец устанавливает сам. Они не дороги и не дешевы: от 100 тысяч до полумиллиона рублей. Хозяин старается и клиентов не обидеть, и прибыль получить. Часть ее в случае необходимости идет на ремонт. 

По облику гостиницы нередко можно оценить состояние дел в районе. Если местные власти сами находят деньги для приведения здания в порядок или продают инвестору, значит, им дорог престиж райцентра. В этом случае можно говорить, что руководство инициативное, может решать проблемы и в других сферах.

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter