Бизнесвумен из Зарицы — о фермерстве, интересных проектах и женских инициативах в бизнесе

Райский уголок для личного дела

Татьяна ЧИСТЯКОВА — организатор женского бизнес-инкубатора в Гродно, хозяйка усадьбы «Райская долина». 

Согласно статистике, женщин в бизнесе не так много — в разы меньше, чем мужчин. Тем не менее инициативные дамы играют немаловажную роль в становлении семейного бизнеса на селе, взваливают порой на свои плечи огромный груз, удивляя силой воли. Татьяна Чистякова, владелица фермерского хозяйства из деревни Зарица, что рядом с Гродно, не просто показывает пример, как можно успешно зарабатывать на селе. С недавнего времени она взяла на себя роль наставницы для представительниц прекрасного пола, решивших изменить свою жизнь, начать собственное дело и зарабатывать самостоятельно. Бизнес-инкубатор «Женская экономика» сейчас набирает обороты. В подробностях сельского бизнеса разбиралась корреспондент «Р».

Грибы у дома

Успешная бизнесвумен круто изменила свою жизнь, когда ей было уже за 50. Много лет Татьяна Чистякова работала в спортивной школе, учила детей гребле на байдарках, растила собственных детей и заботилась о муже. В экономически сложные 1990-е семья занялась розничной торговлей — челночеством. Возили вещи из Вильнюса и продавали их на гродненских рынках. А потом дочь и сын выросли и уехали из большого дома. Собственно говоря, новая жизнь, своя и детей, и вынудила Татьяну искать возможность самовыразиться в бизнесе.

Городскую прописку было решено сменить на сельскую — после посещения литовской агроусадьбы. Очень уж Татьяне понравилась идея встречать-привечать гостей в деревянном доме, оказывая им нехитрый перечень дополнительных услуг. Вырученных от продажи городской квартиры денег хватило не только на недвижимость, но и на простенький ремонт. Но агроусадьба заработала много позже. Сперва был «грибной» бизнес.

— Грибами мы занялись совершенно случайно, —
вспоминает Татьяна Анатольевна. — Супруг Михаил вырастил вешенки в подвале нашего дома. У меня день рождения в феврале, и он хотел сделать мне необычный подарок. Подарок понравился. Но тут мы подумали: а почему бы не заняться этим делом профессионально? Арендовали площади в деревне Райста, зарегистрировали фермерское хозяйство. Стартовали с двух гектаров, постепенно дошли до 17. Сейчас у нас около тысячи пней, с которых собираем урожай. Но в сравнении с другими коллегами фермерское хозяйство у нас не такое уж и большое.

Супруги начинали свое дело, имея заброшенные корпуса и неблагоустроенную территорию. А уже через несколько лет бизнес пошел, и Татьяна Чистякова решила искать себя не только на предпринимательской ниве, но и в общественной жизни — она возглавила Центр фермерских инициатив Гродненщины. В агроусадьбе, которую назвали «Райской долиной», стали проходить деловые встречи, семинары и тренинги.

— Поначалу меня все воспринимали не как предпринимателя, а как женщину, все рассуждали так: ты что сюда пришла, какой ты фермер, — рассказывает о начальном этапе Татьяна. — В 2006 году я была единственной женщиной — руководителем хозяйства на всю нашу региональную ассоциацию фермеров. Фермерский бизнес тогда только начинался. Когда пыталась собрать жен фермеров, чтобы рассказать им о перспективах агроэкотуризма, то многие их мужья даже слышать об этом не хотели. Дескать, какой там собственный бизнес? Сама же останавливаться на достигнутом не хотела. Со временем реконструировали ферму в деревне Зарица, подвели туда электричество и водоснабжение. Часть площадей позже сами начали сдавать в аренду. По большому счету, физически всем занимается муж, а вся бухгалтерия и юридические вопросы — это мое. Мне моя роль очень нравится.

Инкубатор женских стартапов

Со временем собственный бизнес как будто отошел на задний план. Дело отлажено как часы, зачем ему мешать? У Татьяны появилась новая идея — стать для женщин-новичков бизнес-ангелом:

— Наставничество было давней моей мечтой. Уже сегодня у нас есть так называемый коворкинг-центр. В нем оборудовано восемь мест. Это начальный этап. В настоящее время прохожу регистрацию в Минэкономики. Есть ведь определенные требования к организации бизнес-инкубатора, и надо им соответствовать. Прежде всего, мы должны предоставить новичкам возможность аренды помещений на льготных условиях. Рассматриваю два варианта: либо делать это на базе моего собственного дома, где, кстати, свободного пространства хватает, либо использовать помещения фермерского хозяйства.

Главная задача Татьяны ЧИСТЯКОВОЙ — привлечение сельских женщин к развитию частного семейного бизнеса.

Пока помощи в организации или развитии бизнеса у Татьяны попросили четыре женщины. Одни хотят работать в сфере услуг, другие — расширить существующий цветочный бизнес. Чаще всего обращаются к ней представительницы малого и среднего бизнеса, которые хотели бы открыть салон красоты или швейную мастерскую.

— Кстати, было несколько звонков и от мужчин. Если найдутся желающие среди представителей сильного пола, то в помощи не откажу, — говорит предпринимательница.

Новоиспеченные бизнесмены могут узнать, как написать бизнес-план, зарегистрировать свою деятельность, получить учетный номер плательщика и составить устав. Курсы по азам бухгалтерии и юриспруденции будут бесплатными. В октябре Татьяна Чистякова представила свой проект для всех жительниц Гродненской области, организовав межрегиональный бизнес-форум «Женщины, меняющие мир». Она говорит, без поддержки и советов сложно начинать с нуля:

— Как родилась идея? В 2015 году попала в Берлин и посетила там бизнес-инкубатор, название которого в переводе с немецкого означает «женская экономика». Там поразило буквально все. Предприимчивые немки разных возрастов, которые работают на предприятиях, имеют возможность оставить своих малышей в детском саду, который находится рядом. Новички у немецких коллег получают скидку на аренду и документальное сопровождение бизнеса в течение трех лет. Целых пять лет они имеют возможность оставаться в инкубаторе, пользуясь иными преференциями. В общем, заболела этой идеей. В свое время прошла учебный курс в белорусской программе «Инкубатор мечты» и решила создать что-то подобное в Гродно. Оказалось, что у нас наиболее востребованы курсы по освоению компьютеров. Первая группа учениц попросила о начальных знаниях. Вторая — проходила интернет-услуги и банковские операции. Провели занятия по финансовой грамотности. Именно это сообщество стало основой будущего бизнес-инкубатора.

Уместно ли разделять бизнес на чисто мужской или чисто женский — большой вопрос, ведь в основе понятия предпринимательства лежат общие принципы. При этом статистика показывает, что в Беларуси мало женщин-руководителей, немного их и в среде бизнесменов средней руки. При этом традиционно выделяются сферы женского бизнеса: услуги, образование, торговля. Здесь нужен небольшой капитал, а дополнительные возможности дает Указ № 337. Именно перечисленные в нем 30 видов деятельности чаще всего востребованы представительницами слабого пола.

— Смысл в том, чтобы показать, какие есть возможности, чтобы начать свое дело, — говорит Татьяна. — Наши женщины в большинстве случаев имеют достаточно умений и знаний. Вне зависимости от возраста. В Берлине познакомилась с бизнес-леди, которым от 60 до 85 лет. Можете себе такое представить?

На первоначальном этапе Татьяна планирует открытие онлайн-магазина для продажи органических продуктов, которые производят фермеры Гродненщины. В дальнейших ее планах — создание региональной сети бизнес-инкубаторов.

kondratsieva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter