Потребкооперация научилась конкурировать

Райпо в цифровом формате

Потребительскую кооперацию кто только не критиковал! Кажется, что даже слова «сельмаг», «сельпо», «райпо» звучат архаично. Нет–нет да и раздаются призывы вообще вычеркнуть потребкооперацию из современной экономики, списать с баланса — как ветхую мебель. Дескать, против ретейла с его маркетинговыми технологиями райпо не выстоит. Что на это возразит 90–летняя баба Таня из деревни Харлаповичи Кировского района? Журналисты «СБ» навестили ее, продолжая совместный с коллегами из АТН проект.

Строго по графику автомагазин прибыл в деревню Харлаповичи: продавец Оксана Храмович начала торговлю
ФОТО АЛЕКСЕЯ ВЯЗМИТИНОВА

Водитель Дмитрий Акулич начал загрузку своего автофургона как обычно, в 7 утра. Сначала — хлебом, который Кировское райпо выпекает в собственном цехе. Затем поехал к центральному магазину, куда к этому времени привозят молочные продукты от «Бабушкиной крынки». Проследовал к холодильнику, чтобы затариться рыбой, птицей, мясной разрубкой, овощами и фруктами... Уложиться надо так, чтобы в 9.30 оказаться в 25 километрах от райцентра, в деревне Харлаповичи. Опоздать нельзя. Сегодня день солнечный, но сельчане и в ненастную погоду будут ждать. Привыкли: автомагазин не опаздывает.

Ровно в 9.30 Дмитрий прибыл на место и, громко сигналя, проехал по всей улице. Остановился на первой торговой точке. В деревне их 6 — только «официальных», обозначенных. Иногда останавливаться приходится чаще.

Причину объясняет покупательница Наталья Петрусева: «У нас многие жители с палочками ходят, а то и с двумя. Не каждый из дома выйдет. Баба Таня и сигнал может не услышать, ей 91–й год. Надо к дому подойти, в окошко постучать».

В деревне около полусотни жителей, работают человек 10. Остальные пенсионеры. Как и сама Петрусева, которая живет в Харлаповичах 59 лет. Когда–то здесь же заведовала магазином, а сейчас работает продавцом в соседней деревне Добросно. Но продукты предпочитает покупать здесь, в автолавке. Почему, Наталья Андреевна?

Пожилым жителям отдаленных деревень, многие из которых ходят с палочками, больше негде купить продукты.
«Удобно же! Зачем нести покупки несколько километров, если их прямо к дому привозят. Сегодня купила вот пшено, муку, сахар, кое–что мясное... В другой раз возьму свежие булочки, торт, овощи... Если надо — зерно и комбикорм привезут. Больше 5 — 10 минут никогда не ждем».

Продавец Оксана Храмович говорит, что иногда наторговывает на полторы тысячи рублей. Но это летом, когда в деревнях немало дачников. Зимой выручка скромнее. Автомагазин отправляется дальше. Завтра у «экипажа» выходной. Потом предстоит работа на других маршрутах, привязанных к сельсоветам: Козуличский, Павловичский, Жиличский, Стайковский... Самая отдаленная деревня — Залитобичи: 52 км от райцентра. В следующую среду Акулич опять будет здесь, в Харлаповичах. Но в пятницу и в воскресенье — в такое же время, в любую погоду — сюда приедут другие автомагазины.

В этот раз 90–летняя баба Таня за покупками не вышла и фотографироваться не пожелала, хотя в хате встретила приветливо. Мы не стали спрашивать, как жилось бы ей без автолавки. Очевидный ответ вытекает из слов председателя правления Кировского райпо Светланы Сорока. Но прежде надо сказать, что по территории района курсируют четыре одинаковых, оборудованных холодильниками и платежными терминалами автомагазина, способных проехать в распутицу и по снегу. Есть резервный, на случай поломки. Все нерентабельны: каждый приносит за год до 5 тысяч рублей убытков. Они складываются из стоимости горючего, обслуживания и ремонта автомобилей, зарплаты водителей и продавцов: выручка их не покрывает. Райпо компенсирует потери другими видами деятельности.

Галине с дочуркой Диной в магазине деревни Скачок теперь привычно — «как в супермаркете».
Прибыльны общепит (знаменитое кафе «Смаженка» и ресторан), торговля (полсотни магазинов в 85 населенных пунктах района и 4 в Бобруйске), цехи хлебопечения и мясных полуфабрикатов, швейное производство... Есть даже внешнеэкономическая деятельность: в этом сезоне 30 тонн черники отгружено на экспорт.

Да, в координатах сухой экономики автомагазины — чистый убыток, бремя. А ведь работа потребкооперации и без того усложнилась с выходом год назад Указа № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Он предоставил существенные льготы частным торговцам, которые работают в сельской местности. Приходится конкурировать. Но ведь потребкооперация изначально, полтора века назад, взяла на себя не только экономические, но и социальные функции — и продолжает их нести. А есть ли желающие среди малого бизнеса? Кто готов обслуживать бабу Таню и тысячи других жителей отдаленных деревень? Слово Светлане Сорока:

«Один желающий объявился в 2014 году и обслуживал маршрут ровно две недели. С тех пор, даже после вступления в силу 345–го Указа, другие не пришли. Частники работают лишь в относительно крупных населенных пунктах, где есть выручка: это фактически выездная торговля. За час могут больше наторговать, чем наш автомагазин за день. В отдаленную деревню, где остался один житель, частник не поедет. А мы едем и везем продукты, даже если сегодня человек ничего не купит».

Хлеб нескольких сортов и свежая выпечка — все свое, фирменного производства Кировского райпо

Во время урагана «Хавьер» в осажденные снегом деревни пробивались только автомагазины райпо. Помимо продуктов, везли и свечи: люди на время остались без электричества. На территории района их страховали тракторы: вдруг автолавка забуксует. В районе действовал чрезвычайный штаб с участием сил и средств МЧС, МВД, Минздрава... Райпо, будучи по форме кооперативным обществом, по факту участвовало в налаживании нормальной жизни наравне с госструктурами. Если потребуется, надо полагать, придет нам на помощь и впредь. Можно ли ожидать такой готовности от тех, кого мотивирует лишь прибыль?

...Магазин в деревне Скачок расположен на магистрали Бобруйск — Могилев. Его, как заметила продавец Ирина Калистратова, отличает неофициальное название — «рыбацкий»: неподалеку расположено Чигиринское водохранилище. Здесь нередко закупаются рыболовы, в иные дни составляющие до 20 процентов покупателей. Но мнение о магазине узнаем у местной жительницы. Галина заглянула за хлебом, но по настоянию дочурки Дины купила и мороженое. Галина, изменился ли магазин за последнее время?

«Изменился! Раньше товары и продукты подавал продавец, а теперь я выбираю сама: все в открытом доступе. Понимаю, что это маленькая хитрость, как в супермаркетах: подержал товар в руках — и он уже как бы твой...»

Магазин и работает как мини–супермаркет, без выходных. Хлеб, выпечка, торты и пирожные глубокой заморозки (хранятся до 30 дней!) — свои, молочка и свежие мясные продукты — от разных комбинатов. Есть «уголок школьника», доставка стройматериалов и сложной техники под заказ, прием от населения сельхозпродукции, стеклотары и макулатуры — это само собой. Не всем магазинам Кировского райпо повезло расположиться возле оживленной автотрассы. Но даже в глубинке за последние 6 — 7 лет не закрылся ни один! Храня проверенные временем традиции, потребкооперация обретает новое качество. «Родны кут» на глазах становится респектабельным, конкурентным брендом. А если судить по охвату территории, а не товарообороту или потоку покупателей, то именно «Родны кут» и есть первый среди крупнейших ретейлеров страны.

Про «цифровой формат» как синоним прогресса в заголовке сказано не ради красного словца. На крыше кафе «Смаженка», к примеру, стоит солнечный рекуператор энергии — не во вред бабушкиным рецептам. А бывший хозмаг в райцентре, уже давно имеющий респектабельный, привычный горожанину комфорт, недавно обзавелся еще и интернет–витриной. Как она работает, показывает продавец Елена Ефремова. Несколько кликов — и вы выбираете любую из сотен моделей велосипедов, телевизоров, стиральных машин... Выбрали? В течение недели покупку бесплатно доставят в дом. Если надо, дадут беспроцентную на полгода и 5–процентную скидку — по карте лояльности. Фактически это полноценный интернет–магазин, созданный для тех, кто с интернетом не в ладах. Маркетинговая философия проста: цены ниже, чем у конкурентов. Новый формат действует меньше месяца, но товарооборот бывшего хозмага уже вырос вдвое. В Могилевской области 7 таких интернет–витрин, но первая появилась в Кировске.

Ну вот, скажет читатель: для рекламы потребкооперации выбрали передовика. Нет чтобы отстающих показать. Во–первых, не передовика. Кировское райпо, как заметила Светлана Сорока, не лучшее в десятке таких же, крепких. Во–вторых, ему даже труднее некоторых. Любопытна цитата с официального сайта райисполкома... «Промышленный потенциал района представлен предприятиями: КУП «Кировские бытуслуги», УКП «Жилкомхоз». Это все! Кавычки закрыты. Впору брать в кавычки само слово «потенциал»: серьезной промышленности в районе нет. Как и повышенной покупательной способности, чтобы обеспечивала кооператорам оборот и прибыль. Откуда же они берутся, если райпо является вторым после знаменитого СПК «Рассвет» донором местного бюджета? Кстати, пришествие представителя крупнейшей торговой сети (в области она первой пришла именно в Кировск) потребкооперация выдержала. Чуть качнулась, но устояла и пошла дальше. В чем причина успеха? Председатель ее не назвала и себе в заслугу ничего не поставила: «Наши предшественники старались. Мы не можем их подвести и тоже стараемся».

Интернет-витрина открылась в Кировске месяц назад. Фактически это полноценный, конкурентный интернет-магазин: таких в потребкооперации Могилевской области уже 7

Хороший рецепт успеха — для отстающих. Вы уж постарайтесь, пожалуйста! «Цифровой формат», по большому счету, не главный конкурентный фактор потребкооперации. Интернет–магазинов — море. А вот привезти в любую погоду продукты и постучать в окошко — «Как здоровье, баба Таня? Что покупать будем?» — кроме вас, некому.

ponomarev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter