Районы в роли банкротов?

В силу недавнего решения хозяйственного суда Витебской области заблокированы счета Толочинского и Витебского райисполкомов.
В силу недавнего решения хозяйственного суда Витебской области заблокированы счета Толочинского и Витебского райисполкомов. Обоснованием сурового вердикта служит тот факт, что территории не рассчитались с "Нафтаном" за приобретенные у предприятия горюче-смазочные материалы для проведения посевной кампании.

Заложниками ситуации местные органы власти сделали себя сами еще весной. Вполне понимая, что хозяйства не в состоянии найти деньги для покупки горюче-смазочных материалов, исполнительные комитеты просили дать селу "горючку" под свое честное слово. Однако в июле стало совершенно очевидно, что гаранты возврата долга сдержать слово не в состоянии.

Председатель Толочинского райисполкома Александр Марейко пояснил собкору "СБ", что администрации был предъявлен иск на сумму более 500 миллионов рублей. В текущие дни положение таково: если в июле суд не согласится с предложением райисполкома о выплате долга в рассрочку, имущество местного органа власти подлежит описанию... Примерно такую же сумму должен нефтепереработчикам и Витебский райисполком, который тоже выступил гарантом выполнения обязательств, заслонив, так сказать, колхозников. По всей вероятности, администрацию Витебского района ожидает такая же участь, что и Толочинского.

Если несколько лет тому назад были известны районы двух типов - самоокупаемые и дотируемые, - то теперь появилась новая категория: район-банкрот. Ведь механизм признания несостоятельности универсален, и он вступает в действие независимо от того, какой именно субъект подвергается болезненной процедуре. По жесткой экономической логике выбор для маневра невелик: или районы-должники банкротить, или такой угрозе объективно подвергнется знаменитый "Нафтан".

На Витебщине есть районы, администрации которых "виноваты" перед нефтепереработчиками на еще большие суммы. По информации председателя Дубровенского райисполкома Михаила Лещинского, долг этой территории исчисляется "сотнями миллионов". И точно так же, как и его коллеги, руководитель Михаил Лещинский надеется гасить задолженность частями. Впрочем, он предлагал заимодавцу еще один вариант расчетов за использованные колхозами и совхозами горюче-смазочные материалы... Бартером, разумеется, то есть сельхозпродукцией. Однако администрация "Нафтана" от сделки отказалась: с ее точки зрения дубровенцы предложили продукцию по слишком высокой цене.

Юридически ситуация осложняется тем, что по закону о бюджете райисполкомы не вправе выступать гарантами возврата долга. Мотивация операции за пределами правового поля более чем известна: шаг вынужденный, в противном случае не было бы возможности вывести на поля технику. Теперь руководители районных исполкомов ждут, что областные власти изыщут резервы для оказания им помощи или, по крайней мере, выступят посредниками при переговорах с руководством "Нафтана".

По словам председателя Витебского областного хозяйственного суда Николая Зубени, аналогичная ситуация сложилась еще в 16 районах. А задолженность райагропромснабов "Нафтану" за поставленное топливо образовалась еще в 2000 году, когда под поручительство райисполкомов заключили договоры на поставку горюче-смазочных материалов, но так и не смогли рассчитаться. В начале прошлого года нефтеперерабатывающее предприятие вынуждено было предъявить иски практически ко всем районам Витебщины. Хозяйственный суд тогда принял решение о солидарном взыскании с райагропромснабов и райисполкомов около 1 миллиарда рублей. Впрочем, из-за тяжелого финансового состояния районов судебная инстанция таки приняла решение об отсрочке платежей.

Поскольку практика применяется из раза в раз, то у территорий "вырос" хвост задолженностей и неисполненных исков за несколько предыдущих лет. Что делать? Хозяйственный суд Витебской области, как сказал его председатель Николай Зубеня, вынужден был обратиться в Высший хозяйственный суд. Тот, в свою очередь, разрешил предоставить районам отсрочки по искам-2002 до конца нынешнего года, но вместе с тем потребовал принять меры по немедленному взысканию платежей по искам-2001. При этом местные органы власти все равно оказываются в весьма незавидной роли банкротов: одинаково трудно платить хоть по старым, хоть по новым искам. Как выходить из ситуации, не смог пока пояснить ни один из руководителей райисполкомов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter