Районы, кварталы…

Новые высотки будут создавать силуэт столицы, а в городах-спутниках сделают ставку на малоэтажки...

Новые высотки будут создавать силуэт столицы, а в городах-спутниках сделают ставку на малоэтажки

В Беларуси насчитывается 205 городов и поселков городского типа. Из них актуальный план будущей застройки имеют только 70, то есть соответствуют всем требованиям нынешней градо­строительной политики только треть населенных пунктов страны. Вместе с тем специалисты Минстройархитектуры отмечают: в сфере строительства недвижимости назрел ряд вопросов, решить которые предстоит уже в ближайшую пятилетку. Что же должно измениться в облике населенных пунктов нашей республики до 2015 года?

Раз  этаж,  два  этаж

По статистике, Беларусь — одно из урбанизированных государств среди стран СНГ. Около 75 % населения проживает в городах, и все больше белорусов стараются осесть в столице, областных и крупных центрах. Созданные за последние пять лет 1,8 тыс. агрогородков на ситуацию коренным образом не повлияли, хотя и позволили улучшить качество жизни на периферии. А тем временем Минск да и другие города страдают от нехватки комфорта и безопасности проживания. Изменить ситуацию должен Указ главы государства № 385 «Об утверждении Основных направлений градостроительной политики Республики Беларусь на 2011—2015 годы», подписанный 30 августа нынешнего года.

Как говорят в главном управлении проектных работ, градостроительства и архитектуры Минстройархитектуры, принятый документ — продолжение старой программы, учитывающий новые подходы в преображении населенных пунктов. В частности, раньше практически не заговаривали об образе городов. Теперь же у каждой жирной точки на карте страны должен быть свой «имидж», основанный на традициях. Кроме того, подразумевается обязательное наличие детального плана центральной части и проекта регенерации исторической части, если таковая в городе имеется. В последнем документе, кстати, будет тщательно рассматриваться, какое здание необходимо снести, а какое отреставрировать либо воссоздать. Еще один современный атрибут — создание пешеходных зон. Однако здесь все упирается в решение местных властей. «Осталось, чтобы они осознали необходимость такого шага, архитекторы же давно готовы работать над пешеходными проектами», — подчеркивает заместитель директора УП НИИП градостроительства Лариса Смирнова.

При строительстве в малых и средних городах в ближайшие годы не предусмотрена и многоэтажная застройка. Практика возведения 9-этажек здесь, похоже, канет в Лету. Да и от пятиэтажных новостроек в Несвиже или Глубоком должны отказаться. На смену высоткам придут таунхаусы, двух- и трехэтажки. «Перед домостроительными комбинатами долгое время стояла задача обеспечить как можно больше граждан собственным жильем, вот и возвышаются теперь неказистые дома над остальным приземистым ансамблем. А это в корне неверно, у нас хватает территории, а строительство малоэтажных домов в небольших городах свойственно нашему менталитету, подходит к их образу, — считает начальник отдела населенных пунктов и жилой среды УП НИИП градо­строительства Полина Вардеванян. — Нужно модернизировать заводы КПД, переходить к «строительному фаст-фуду», чтобы жилье в конечном счете получалось не только экономичным, но и учитывалась легкость его капитального ремонта».

Существенно будут отличаться от крупных центров и города-спутники. В частности, «Минскгражданпроект» недавно предложил создать район усадебных и малоэтажных жилых домов . «Жилье другого масштаба» — так называют его в НИИП градостроительства.

Силуэт  на  высоте

А тем временем Минск от высоток в 16—20 этажей не отказывается. Вот только с их помощью архитекторы будут создавать запоминающийся силуэт города. «Например, рассмотрим центр со всех направлений — пешеходных, автомобильных, зафиксируем точки, в которые непременно упирается взгляд. В местах, которые окажутся на виду чаще всего, и появятся самые высокие и красивые архитектурные сооружения, со скатными крышами, декорированными фасадами, не­обычными входами. Таким образом, из многочисленных подобных акцентов и выстраивается композиция города. Думаю, что такие здания должны заинтересовать инвесторов», — рассказывает Лариса Смирнова.

Расширять Минск градостроители пока не собираются — разобраться бы с тем, что уже есть. Вместе с развитием инфраструктуры, озеленением остро стоит и вопрос парковки автомобилей. Один из вариантов разрешения вопроса — строительство подземных стоянок и так называемых паркингов-этажерок во дворах, оборудованных специальным лифтом для подъема авто на нужный «этаж». Пока же в благоустроенных дворах столицы с начала года появилось более 4,5 тыс. машино-мест, 870 из которых построены за счет населения. Однако это всего лишь капля в море.

Согласно одной из норм Указа № 385, к 2015 году на путь от дома до работы жители Минска и других крупных городов должны тратить не больше 45 минут. «Будем пытаться решить проблему пробок путем опережения развития улично-дорожной сети по отношению к возрастающим потокам транспорта», — обещают специалисты.

Переработать  и  потребить

В ближайшие годы активно переустраиваться будут и промышленные зоны, которые занимают порядка 30 % городских территорий. Уже сегодня архитекторы настаивают, чтобы на месте переехавших производств создавались не новые, пусть и более экологичные предприятия, а жилые строения.

«Будем решать и проблему энергосбережения, — делится планами Лариса Смирнова. — Мы должны отказываться от возведения больших мусороперерабатывающих заводов, когда тепло и энергия попросту уходят в воздух. Пример надо брать с того же американского Порт­ленда, города с минимальным внешним энергопотреблением. Надо эффективно использовать все виды тепла и биоэнергии, имеющиеся в мегаполисе».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter